Профессор Литтрелл научит искусству ведения бизнеса в Азии
В сентябре студенты магистерской программы "Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии" познакомятся с ее научным руководителем, профессором Роми Фредериком Литтреллом (Romie Frederick Littrell). Вместе с ним будущие востоковеды будут изучать тонкости международного бизнеса, менеджмент и основы лидерства. Богатый практический опыт ведения бизнеса в США, регионе Карибского бассейна и в Китае в совокупности с постоянной академической деятельностью обещают, что занятия будут увлекательными и чрезвычайно полезными. Мы не упустили возможность пообщаться с профессором Литтреллом.
Профессор Роми Фредерик Литтрелл обладает богатым опытом в сфере международного сотрудничества, обладает уникальным опытом ведения крупного бизнеса (IBM, Xerox, InterContinental), в том числе в Азии, был управляющим нескольких международных консорциумов в Китае, Африке и России. В частности, работал с глобальными объединениями, изучающими роль лидеров и культурные ценности разных стран. Обладает степенью Ph.D в двух областях знаний. С 1999 года он также является директором центров кросс-культурных сравнительных исследований в Новой Зеландии (Centre for Cross Cultural Comparisons, Auckland, New Zealand) и США (Austin, Texas, USA).
Профессор Роми Литтрелл преподавал в США, Китае, Швейцарии, Германии, Индиии, Турции (курсы по лидерству, управлению культурными различиями, введение в менеджмент, международный менеджмент, маркетинг, международный маркетинг).
Накануне начала учебного года профессор Литтрелл ответил на вопросы, наиболее остро интересующие его будущих студентов программы "Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии".
– Какие новые навыки и возможности студенты НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург получат в результате посещения вашего курса?
– Я с нетерпением жду начала работы со студентами Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, когда мы будем изучать международный бизнес, менеджмент и лидерство. Своей главной сильной стороной я считаю преподавание курсов по международному бизнесу, на которых всегда стараюсь подкреплять теорию примерами из практики.
Я занимался бизнесом в США, на Каррибах, в Китае и преподавал на в университетах США, Китая, Швейцарии, Германии, Новой Зеландии, Индии, Турции, Бразилии и Перу. Также занимаюсь исследовательскими проектами в области менеджмента и лидерства в регионах, где преподаю, в том числе в России и регионе Южной Сахары (Африка). Я руковожу ассоциацией, изучающей влияние национальной культуры на развитие Африки, Российской Федерации и страны Восточной Азии. И для меня большое удовольствие делиться опытом и получать ответную реакцию от моих студентов.
– Вы планируете брать научное руководство над студентами магистратуры? Какие темы исследований вы думаете им предложить?
– Надеюсь, у меня будет возможность продолжать научное руководство над студентами магистратуры и аспирантуры. У меня и моих студентов есть много интересных проектов, которые впоследствии находят выход в их публикациях в научных журналах. К сферам моих интересов относятся лидерство в культуре разных народов, бизнес и культура, а также международный менеджмент.
– Какие черты вы более всего цените в своих студентах? Какие вы рекомендуете им развивать осознанно и систематично?
– Больше всего я ценю в своих студентах инициативность, целеустремленность. Также это знание себя. Необходимо понимать свою культуру, чтобы понимать других. К навыкам, которые студенты должны развивать систематически, я бы отнес анализ и синтез.
– Насколько важно развивать лидерские качества как часть новой магистерской программы? Какие для этого есть способы?
– В 2003 году в научной статье двух исследователей лидерства, Бенниса (Bennis) и Нануса (Nanus) был комментарий: “Бизнес, которому не достает капитала из привлеченных средств, и тот, который расположен в неудачном месте, могут развиваться. Но бизнес, которому не достает лидерства, имеет мало шансов выжить». Лидерским навыкам можно научиться, и будущие менеджеры и лидеры должны их изучать. Пути преподавания лидерства подвержены многим непредвиденным обстоятельствам.
– Возможно ли вкратце сформулировать вашу персональную преподавательскую философию? Каков ваш философский подход к процессу обучения в целом?
– Мой подход к обучению можно отнести к «студентоориентированному» (“student-centered learning”). В Википедии есть довольно хорошее определение этого понятия.
– Исходя из вашего опыта, каких проблем должны постараться избежать будущие студенты магистратуры, начав учебу?
– Вот некоторые из моих идей:
Ваш самый ценный ресурс – время; не теряйте его.
Не останавливайтесь: никогда не позволяйте себе оставаться позади.
Всегда готовьтесь к худшему: некоторые из крупнейших проблем в обучении можно было бы избежать, посмотрев на перспективу.
Не со всеми однокурсниками можно рассчитывать на поддержку, некоторые могут быть даже враждебны. Планируйте с расчетом рекомендаций со стороны разных людей.
Никто не будет о вас заботиться. В действительности некоторые профессора о вас беспокоятся, а некоторые – нет. Большинство, вероятно, беспокоятся, но все заняты, что на практике означает, что они не могут о вас позаботиться, поскольку у них нет на это времени. Вы предоставлены самим себе; привыкайте к этому. У этого есть два наиболее важных следствия.
Во-первых, вы должны рано решить, что вы ответственны за свою образовательную программу. Диплом, который вы получаете, ваш. Ваш профессор может давать вам рекомендации и в определенной степени защищать вас от бюрократических и финансовых проблем, но он или она не должны говорить, что вам делать. Это ваши решения. Если вам нужен совет, попросите его: это работа вашего профессора.
Если вы хотите поучиться у кого-то, вам придется пойти к нему или к ней за этим, потому что они к вам не пойдут.
Вы должны знать, почему ваша работа важна. Когда вы только начнете учебу, читайте и думайте напряженно весь год. Допускайте, что все, что вы читаете, не связано или неверно до тех пор, пока автору не удастся вас в убедить в своей точке зрения. Если вы что-то не поняли, не расстраивайтесь – это не ваша вина, это вина автора. Он или она написали недостаточно ясно.
Настаивайте уверенно. Вы постоянно будете спрашивать себя: “Что я здесь делаю?” Будьте терпеливы. Эта стадия критически важна в вашем личном развитии и для стимулирования потока новых идей в науку. Здесь вы решаете, что составляет важную проблему. К этому решению вы должны прийти независимо по двум причинам. Во-первых, если кто-то сообщит вам о некой проблематике вы не будете считать ее своей, у вас не будет того чувства собственности, которое заставляет вас работать над ней, защищать по ней работы, бороться за свою точку зрения и прорабатывать тему самым тщательным образом. Во-вторых, ваша магистерская диссертация определит все ваше будущее. Это ваш выбор области, в которой вы будете работать всю жизнь. Это точка, с которой вы можете начать исследовать абсолютно новую сферу. Помните, что значит начать собирать информацию, если вы не знаете, зачем вы это делаете?
Психологические проблемы – это величайший барьер. Вы должны сформировать четкую психологическую установку на ранних этапах вашего университетского образования, чтобы не растерять силы на решении множества задач, которые будут у вас возникать.
Высшее образование – это только один из инструментов вашего развития. Будьте готовы бросить все на некоторое время, если появится что-то лучше. Например, это могли бы быть полевые исследования в Китае или США по проекту, не связанному напрямую с темой вашего исследования. Только сохраняя перед собой эту возможность, вы способны независимо работать как студент магистратуры. Если вы воспринимаете статус студента магистратуры как свой единственный выбор, психологически вы будете не сбалансированы, склонны к некоторому отчаянию и ощущению незащищенности, а также можете не быть способными сработать на максимуме своего потенциала.
Если у вас действительно ничего не получается, тогда вы просто мучаете себя и, оставаясь в университете, отказываетесь от других возможностей. В жизни множество интересных вещей.
Когда бы вы ни писали что-либо, это будет раскритиковано коллегами до того, как вы сдадите это на проверку. Это означает, что вам придется закончить свое исследование с большим запасом времени до сдачи.
Если вы пишете по-английски, купите и пользуйтесь копией «Элементов стиля» Странка и Уайта (Strunk, W. Jr, and E.B. White.1979. The elements of style. 3rd Ed. Macmillan, New York. 92 pp.). Прочтите это до того, как сядете писать свою первую работу.
– Вы являетесь экспертом по кросс-культурным коммуникациям. Вы могли бы поделиться с нами тремя основными ошибками, которые люди обычно допускают, когда начинают бизнес в Азии?
– Азия это не какое-то одно конкретное место. Отличия в национальных культурах в разных странах в азиатском регионе по меньшей мере такие же, как между странами за пределами Азии. (Попытка категоризировать культуры по кластерам не продуктивна и вводит в заблуждение).
Кто-то из вашей команды должен бегло разговаривать на вашем и на местном языках. Переводчик вашего партнера не защищает ваши интересы.
Главная ошибка людей, которые начинают вести бизнес в условиях чужой культуры, – нежелание предварительно основательно изучить собственную культуру и культуру принимающей страны, не сравнить взаимные ожидания.
Важно поддерживать хорошие отношения с вашими партнерами в Азии. Но хорошие деловые отношения важны везде, не только в там. Не используйте ваше взаимное доброе расположение как повод для отказа от единого понимания смысла бизнеса. Не давайте словам о ваших прекрасных отношениях отвлечь вас от надлежащих мер предосторожности и адекватной защиты своих интересов.