• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге обсудили онлайн-образование

20 мая в рамках конференции “Образование и мировые города: smart learning и глобальные университеты” состоялся круглый стол, посвященный онлайн-образованию. Модератором дискуссии выступил заместитель директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Александров Даниил Александрович.

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге обсудили онлайн-образование

В современном образовательном пространстве высшей школы всё более заметной тенденцией становится развитие и внедрение дистанционного компонента образования, обеспечивающего доступность, эффективность и качество высшего профессионального образования в целом. Помимо прочего, онлайн-курсы способны сократить издержки университетов на воспроизводство курсов при расширении контингента учащихся, когда сильных преподавателей не хватает уже физически.

В целом появление дистанционных курсов на международных платформах повышает авторитет российского образования.

Эксперты, принимавшие участие в дискуссии, поделились опытом внедрения и реализации дистанционного обучения в университетах, где работают, а также высказали идеи касательно важности и трудности оценки качества дистанционных курсов. 

Татьяна Семенова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, представила результаты исследования отношения к дистанционному курсу его участников, в рамках которого было выяснено, что стартовые мотивы к прохождению курса, как и уровень образования, не влияют на факт завершения или незавершения курса. 

Ульяна Захарова, специалист по научно-методической работе Национального исследовательского Томского государственного университета, на примере дистанционных курсов своего вуза высказала заключение о том, что на научно-популярные курсы слушатели регистрируются ради лекций и знаний и при этом в большинстве случаев скептически их не оценивают, в то время как узкоспециализированные курсы гораздо чаще подвергаются критике, поскольку слушатели приходят на такие курсы ради знаний и проводят экспертизу новизны материала. 

Наталья Малошонок, старший научный сотрудник, заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала о внедрении дистанционных курсов в учебные планы студентов Вышки в Москве. Вместе с коллегами Наталья пришла к выводу о том, что чем больше активностей у студента, тем чаще он выбирает дистанционный курс вместо традиционного.

Окончание работы круглого стола проходило в рамках свободной дискуссии. Были подняты вопросы адаптации преподавателей к созданию и ведению онлайн-курсов; форматов обучения  в рамках онлайн-курсов.

Свое мнение касательно темы высказали зарубежные эксперты – Елена Йованович, доцент кафедры программного обеспечения Белградского университета, и Гронью Коноли, приглашенный профессор в Дублинском городском университете, директор e4innovation. Они высказали предположение, что в сегодняшнем понимании дистанционные курсы не замещают традиционные, скорее являются частью смешанных программ. Следующий шаг, который будет предпринят в системе российского образования, –  понимание, что в основе тренда развития дистанционного обучения лежит идея реализации модели мотивированного самообразования как непрерывного.