• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНовостиОткрытые лекции о Норвегии от профессоров Университета Осло

Открытые лекции о Норвегии от профессоров Университета Осло

16 февраля 2017 года студенты НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург познакомились с различными гранями социальной, экономической, политической и культурной жизни Норвегии. Профессора Университета Осло прочли лекции о традициях и своеобразии скандинавской страны.  Мероприятие состоялось по инициативе Посольства Королевства Норвегия в Москве совместно с Университетом Осло. Хейди Олуфсен, Генеральный консул Норвегии в Санкт-Петербурге, предложила студентам продолжить знакомство со страной фьордов и пригласила на лекцию о Фритьофе Нансене, известном  норвежском полярном исследователе, ученом и общественном деятеле.

Повествование о современной жизни в Норвегии очень заинтересовало слушателей, и в адрес лекторов последовало множество вопросов. Мы публикуем самые интересные ответы.

 

Арне Буге Амундсен, профессор и декан факультета гуманитарных наук, в своей лекции «Политика идентичности в Норвегии в XIX и XX веках»коснулся вопроса о ДНК древних норвежцев и ее роли  в ряде теорий о происхождении этого северогерманского народа. Сегодня то, что принято назвать «национальной идентичностью» в Норвегии, изменяется непрерывно, а в политике идут непрекращающиеся споры относительно появления слово «национализм». По словам профессора Амундсена, эти вопросы необходимо исследовать, обсуждать и находить между ними точки соприкосновения, - это важно для будущего страны. Демографическая ситуация в Норвегии меняется, и вопрос, как  язык связан с национальной идентичностью, очень важен. Вопрос истории, например, менее актуален, хотя рассказы, ритуалы и символы останутся значимыми. Направление «положительного национализма» стоит исследовать.

 

Арнфинн Мурувик Вонен, профессор факультета образования и международных исследований, представил лекцию об Языковой политике в Норвегии. Подобно многим европейским языкам, в норвежский входят разнообразные диалекты, которые являются родными для подавляющего большинства населения. Существуют два стандартных варианта письменного норвежского языка, - «букмол» и «нюнорск». О том, какой из них будет использоваться при обучении в начальной школе,  традиционно решают путем голосования. Как правило, для каждой школы характерен один из этих двух стандартных вариантов, но иногда из-за изменений в демографической ситуации в конкретном школьном округе, родители могут попросить о референдуме для  смены диалекта. Таким образом, если голосование показывает, что большая часть населения данной  области выступает за изменение «букмола» на «нюнорск» (или наоборот), муниципальный совет может утвердить этот результат. Что касается средней школы, то дети там имеют право выбора, какая из двух языковых форм будет основной, однако большинство детей также должно учиться писать на обоих диалектах.

 

Эуд Тённесен, профессор и декан факультета теологии Университета Осло,  рассказала о Религии и идентичности в Норвегии. На вопрос о том, существует ли в Норвегии закон об оскорблении чувств верующих, как в России, она ответила:

"В Норвегии существовал закон против богохульства, он был в ходу в 60-е года. Позже он был применен к известному фильму «Житие Брайана по Монти Пайтону», и фильм был запрещен к показу в норвежских кинотеатрах, так как был сочтен богохульственным.  Все это, конечно, имеет отношение к религиозным чувствам так или иначе, но, я могу сказать, что в Норвегии нет закона об оскорблении чувств верующих в таком строгом виде, в каком он есть в России".

 

Ларс Месет, профессор, факультет социологии и социальной географии, затронул 2 интересные темы: «Элита и социальные движения в историческом развитии скандинавской модели»и «Скандинавская модель» – ожидание и реальность». Профессор Месет использует понятие «скандинавская модель», главным образом, в качестве предположения, что развитие скандинавских стран могло служить примером для развивающихся стран, стремящихся догнать ведущие экономические системы. В его лекции говорилось о подробном историческом и сравнительном расследовании скандинавских образцов развития.

 

Фредерик Энгельстад, профессор факультета социологии и социальной географии Университета Осло, представил лекцию о Социальной политике Норвегии и скандинавских стран. 

 И, к концу выступлений норвежских коллег стало очевидно, что один день – это слишком мало, чтобы узнать достаточно о Норвегии.