Участники летней школы САФУ — ВШЭ на Соловках защитили проекты
3 ноября 2016 года в Северном (Арктическом) федеральном университете состоялась защита проектов, разработанных по итогам 2-й совместной САФУ ̶ ВШЭ летней школы САФУ "Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага".
Студентка 2 курса международной магистерской программы "Прикладная и междисциплинарная история" Елена Воскресенская представила проект "Лакуны Памяти: включение в публичное пространство неактулизированного прошлого Соловков", который был разработан также при участии студентки 4 курса бакалавриата "История" Ирины Федоровой и студентки 2 курса международной программы "Прикладная и междисциплинарная история" Ксении Венедиктовой. Во время летней школы, которая проходила с 1 по 8 июля 2016 года на Соловецком архипелаге, в разработке и обсуждении данного проекта также принимали участие студенты и преподаватели Берлинского университета имени Гумбольдта. Консультантами данного проекта выступили руководитель магистерской программы "Прикладная и междисциплинарная история" Юлия Лайус, заместитель директора НИУ ВШЭ ̶ Санкт-Петербург Татьяна Мешкова и начальник управления международного сотрудничества НИУ ВШЭ Марина Баталина.
Студентка 2 курса международной магистерской программы «Прикладная и междисциплинарная история»
"Для меня летняя школа на Соловках – одно из самых удивительных событий этого лета! Помимо исполнения своей давней мечты и посещения этого легендарного места, я приобрела замечательный опыт работы в крупном междисциплинарном научно-исследовательском проекте и познакомилась с потрясающими людьми. Программа была настолько насыщенной, что порой мы даже не успевали за таким количеством новых впечатлений, событий и полезной информации! Очень радует, что перед нами выступали не случайные люди, а ведущие эксперты и профессионалы разных областей. Для меня и для моей коллеги Ирины очень актуальной показалась проблема памяти на Соловках. Как выяснилось, далеко не все сюжеты истории Соловков представлены в публичном пространстве. Туристы, посещающие остров, вряд ли много смогут узнать, например, о науке на Соловках (в долагерный и лагерный период), о современной истории архипелага. Так возникла идея нашего проекта по популяризации научных исследований в музейном и медиа пространствах. В качестве возможной перспективы проекта – привлечение школьников к совместной исследовательской деятельности. На наш взгляд, из истории нужно извлекать уроки, и лучше всего это делать, самостоятельно соприкасаясь с источниками. Для нас этот проект важен и интересен, он также перекликается с тематикой нашей магистратуры и основными трендами в исторической науке (“public history”), поэтому мы планируем его развивать (к тому же уже появились единомышленники-энтузиасты). На данный момент мы еще обдумываем формат, более интенсивно включимся в работу после нового года, когда закончатся занятия и появится больше свободного времени".
Помимо насыщенной программы лекционных занятий, семинаров и мастер-классов, неотъемлемой и ключевой частью программы летней школы на Соловках стала групповая проектная работа ̶ выработка прикладных проектных решений в соответствии с текущими и перспективными задачами стратегического развития Соловецкого архипелага. В этом году шесть групп студентов под руководством преподавателей НИУ ВШЭ и САФУ вели полевую работу и работали в пяти направлениях: "Экология", "История и информационные технологии", "Социология", "Инфраструктура", "Образование и культура памяти". По итогам были разработаны следующие проекты, представленные к итоговой защите в САФУ: "Мониторинг антропогенной нагрузки на природную среду о. Большой Соловецкий Соловецкого архипелага", "Соловки как туристская дестинация: возможности, проблемы, перспективы", "Создание приложений-квестов по истории Соловков для мобильных устройств", "Инфраструктура старых возможностей и новых ценностей", а также упомянутый проект "Лакуны Памяти: включение в публичное пространство неактулизированного прошлого Соловков".
Заместитель директора НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург
"Летняя школа на Соловках является уникальным образовательным проектом, позволяющим студентам применять свои предметные знания и компетенции, а также развивать навыки командной междисциплинарной работы для решения реальных задач территориального и регионального развития. Цель школы - получение практического опыта проектной работы по комплексному развитию территории с уникальным природным и историко-культурным наследием и разработка конкретных предложений и управленческих решений в контексте реализации стратегии социально-экономического развития Соловецкого архипелага, а также с учетом новых задач международного и регионального сотрудничества.
Результатом летней школы становятся прикладные проекты, которые представляют интерес для решения стратегических задач развития Соловецкого архипелага и которые имеют необходимое финансово-экономическое и организационное обоснование их практической реализуемости. Защита разработанных студентами проектов проходит обязательно при участии представителей Правительства Архангельской области.
Соловецкая летняя школа - не просто региональный проект. "Сегодня на Соловках, завтра — в России" - пословица, которая не раз подтверждалась историческими фактами. Умение и желание студентов приложить свои знания для решения практических задач, разрабатывать проектные решения с учетом разных мнений и позиций, находить инновационные решения в условиях бюджетных и административных ограничений - все эти навыки, безусловно, пригодятся не только Соловкам, но и стране в целом".
Представленный студентами-историками НИУ ВШЭ ̶ Санкт-Петербург проект направлен на исследование и популяризацию пока слабо изученных и недостаточно представленных в публичном пространстве страниц истории Соловецкого архипелага, в том числе научной, творческой, технологической и инженерной деятельности на Соловках (включая лагерный период), а также на создание новых интерактивных музейных экспозиций, разработку исследовательских, образовательных и просветительских программ в школах и вузах.
Летняя школа на Соловках является успешным примером межвузовского партнерства студентов и преподавателей. Состав партнеров летней школы, в том числе из числа зарубежных университетов, постоянно расширяется. Помимо Университета Гумбольдта сейчас НИУ ВШЭ ̶ Санкт-Петербург ведет переговоры с Арктическим университетом Тромсе (Норвегия) о включении летней школы на Соловках в более широкий международный проект "Arctic-Baltic Borderland Heritage and Tourism Initiative”.
Более подробная информация о Летней школе доступна на странице Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, на странице летней школы ВКонтакте, на сайте САФУ.