• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники летней школы САФУ — ВШЭ на Соловках защитили проекты

3 ноября 2016 года в Северном (Арктическом) федеральном университете состоялась защита проектов, разработанных по итогам  2-й совместной САФУ  ̶  ВШЭ летней школы САФУ "Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага".

Студентка 2 курса  международной магистерской программы   "Прикладная и междисциплинарная история"   Елена  Воскресенская   представила     проект   "Лакуны Памяти: включение в публичное пространство неактулизированного прошлого Соловков",    который  был  разработан  также   при участии   студентки 4  курса   бакалавриата   "История"   Ирины  Федоровой   и  студентки   2 курса   международной  программы   "Прикладная и междисциплинарная история"    Ксении   Венедиктовой.  Во  время  летней    школы,  которая  проходила с  1 по  8  июля   2016  года  на  Соловецком архипелаге,   в  разработке и обсуждении   данного проекта  также принимали  участие студенты  и преподаватели  Берлинского университета  имени  Гумбольдта. Консультантами  данного  проекта    выступили   руководитель   магистерской программы   "Прикладная и междисциплинарная история"   Юлия    Лайус,  заместитель   директора  НИУ ВШЭ  ̶  Санкт-Петербург   Татьяна Мешкова  и  начальник  управления  международного  сотрудничества    НИУ  ВШЭ     Марина   Баталина.

Елена Воскресенская

Студентка 2 курса международной магистерской программы «Прикладная и междисциплинарная история»

 

 "Для меня летняя школа  на Соловках – одно из самых удивительных событий этого лета! Помимо исполнения своей давней мечты и посещения этого легендарного места,  я приобрела замечательный опыт работы в крупном междисциплинарном научно-исследовательском проекте и познакомилась с потрясающими людьми. Программа была настолько насыщенной, что порой мы даже не успевали за таким количеством новых впечатлений, событий и полезной информации! Очень радует, что перед нами выступали не случайные люди, а ведущие эксперты и профессионалы разных областей. Для меня и для моей коллеги Ирины очень актуальной показалась проблема памяти на Соловках. Как выяснилось, далеко не все сюжеты истории Соловков представлены в публичном пространстве. Туристы, посещающие остров, вряд ли много смогут узнать, например, о науке на Соловках (в долагерный и лагерный период), о современной истории архипелага. Так возникла идея нашего проекта по популяризации научных исследований в музейном и медиа пространствах. В качестве возможной перспективы проекта – привлечение школьников к совместной исследовательской деятельности. На наш взгляд, из истории нужно извлекать уроки, и лучше всего это делать, самостоятельно соприкасаясь с источниками. Для нас этот проект важен и интересен, он также перекликается с тематикой нашей магистратуры и основными трендами в исторической науке (“public history”), поэтому мы планируем его развивать (к тому же уже появились единомышленники-энтузиасты). На данный момент мы еще обдумываем формат, более интенсивно включимся в работу после нового года, когда закончатся занятия и появится больше свободного времени".



Помимо   насыщенной программы   лекционных  занятий,  семинаров и   мастер-классов,  неотъемлемой и ключевой частью программы летней школы на  Соловках стала групповая проектная работа  ̶  выработка прикладных проектных решений в  соответствии с текущими и перспективными задачами стратегического развития Соловецкого архипелага.   В этом году шесть групп студентов под  руководством  преподавателей   НИУ ВШЭ и  САФУ  вели полевую работу и работали в пяти направлениях:   "Экология", "История  и  информационные  технологии",  "Социология",  "Инфраструктура",  "Образование и культура   памяти".   По  итогам были  разработаны   следующие проекты, представленные к итоговой  защите  в  САФУ:    "Мониторинг антропогенной нагрузки на природную среду о. Большой Соловецкий Соловецкого архипелага", "Соловки как туристская дестинация: возможности, проблемы, перспективы", "Создание приложений-квестов по истории Соловков для мобильных устройств", "Инфраструктура старых возможностей и новых ценностей", а также   упомянутый  проект "Лакуны Памяти: включение в публичное пространство неактулизированного прошлого Соловков".

Мешкова Татьяна Анатольевна

Заместитель директора НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

 

"Летняя  школа  на  Соловках   является  уникальным образовательным проектом,  позволяющим   студентам применять  свои  предметные знания и  компетенции, а также  развивать навыки  командной  междисциплинарной  работы для  решения  реальных  задач  территориального и регионального  развития. Цель школы - получение практического опыта проектной работы по комплексному развитию территории с уникальным природным  и историко-культурным наследием и разработка конкретных предложений и управленческих решений в контексте реализации стратегии социально-экономического развития Соловецкого архипелага, а  также  с учетом новых задач международного и регионального сотрудничества.

Результатом летней  школы  становятся прикладные проекты,  которые  представляют   интерес  для решения стратегических  задач развития Соловецкого  архипелага  и которые  имеют  необходимое  финансово-экономическое и организационное обоснование их практической  реализуемости.  Защита  разработанных студентами  проектов   проходит обязательно при участии   представителей Правительства Архангельской  области. 

Соловецкая   летняя школа  - не просто региональный   проект. "Сегодня на Соловках, завтра — в России" - пословица,  которая не раз  подтверждалась историческими фактами. Умение и желание студентов приложить  свои  знания для  решения практических  задач,  разрабатывать проектные решения с учетом  разных мнений и позиций, находить   инновационные решения в условиях бюджетных и административных ограничений  -  все эти  навыки,  безусловно, пригодятся не только  Соловкам, но и стране в  целом".


Представленный студентами-историками НИУ ВШЭ ̶ Санкт-Петербург проект направлен  на исследование и популяризацию пока слабо  изученных  и недостаточно представленных в публичном пространстве страниц истории Соловецкого архипелага, в том числе научной, творческой, технологической и инженерной  деятельности на Соловках (включая  лагерный  период), а также на создание новых интерактивных музейных экспозиций, разработку исследовательских, образовательных и просветительских программ в школах и  вузах.

Летняя   школа на  Соловках   является   успешным  примером  межвузовского   партнерства  студентов и преподавателей. Состав  партнеров летней  школы,  в  том числе  из  числа   зарубежных  университетов, постоянно  расширяется.    Помимо  Университета   Гумбольдта  сейчас  НИУ  ВШЭ  ̶  Санкт-Петербург   ведет переговоры  с Арктическим  университетом   Тромсе   (Норвегия)  о  включении летней  школы  на  Соловках  в более широкий   международный  проект  "Arctic-Baltic Borderland Heritage and Tourism Initiative”.

Более   подробная   информация  о  Летней  школе доступна  на странице   Института  региональных исследований и городского  планирования НИУ  ВШЭ,   на странице летней школы ВКонтакте, на сайте  САФУ.