• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа экономики укрепляет образовательные связи в Киргизии

25 октября состоялась рабочая встреча делегации НИУ ВШЭ и представителей Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Бишкеке. В качестве возможных форм сотрудничества обсуждалось совместное издание или распространение электронных пособий, а также организация обучающих, квалификационных мероприятий для учителей Киргизии.

РЦНК – это сеть региональных представительств Россотрудничества, отвечающих за поддержку образовательных и культурных инициатив за рубежом. Со стороны петербургского кампуса Высшую школу экономику на встрече представляли заместитель декана Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Елена Александровна Вандышева, преподаватель департамента менеджмента Елена Вадимовна Веретённик, специалист учебно-методического отдела Василий Александрович Осетров и со стороны кампуса в Нижнем Новгороде – заместитель директора Наталья Эдуардовна Гронская.

В столицу Киргизии Вышку привела задача провести двухдневную школу-семинар «Эволюция социально-экономического и гуманитарного образования в России» для местных учителей и учащихся в рамках гранта федеральной целевой программы «Русский язык» Министерства образования и науки РФ.

В повестке встречи были обозначены два важных тематических блока – существующие вызовы образовательной среде Киргизии и возможные формы сотрудничества НИУ ВШЭ и РЦНК, отвечающие обозначенным внешним экономическим, социальным и политическим шокам.

Прежде всего, на встрече был затронут актуальный вопрос повышения качества изучения русского языка как иностранного. Было отмечено, что количество учителей, которые могут преподавать язык на необходимом уровне, уменьшается год от года. Не способствует решению этой проблемы и то, что существует серьезная проблема с информационным и методическим обеспечением учебных заведений в Киргизии – в стране практически не выпускаются новые учебные пособия на русском языке, а старые пособия оказываются слишком сложными для освоения.

РЦНК со своей стороны находит различные способы разрешения указанной проблемы. Во-первых, за счет того, что центр самостоятельно издает часть необходимых пособий и передает их университетам и школам, во-вторых, за счет собственной постоянно пополняемой библиотеки/медиатеки, доступ к которой открыт для всех желающих, в-третьих, за счет возможного сотрудничества с производителями электронных пособий (например, ЛитРес). Одной из форм взаимодействия, которую обсудили представители Высшей школы экономики и руководство РЦНК, стало издание или распространение электронных пособий совместно. Второй интересной формой сотрудничества стала организация обучающих, квалификационных мероприятий для учителей страны. Со своей стороны центр готов оказывать информационную поддержку учебных программ и предоставлять помещения для видео-конференций и скайп-лекций.

Второй крупной темой диалога стали различные возможности поступления в российские университеты для абитуриентов из Киргизии. Представители НИУ ВШЭ отметили возросшее разнообразие опций для поступающих: более удобный срок поступления (документы начнут принимать уже 1 ноября), отдельный конкурс для абитуриентов из стран ближнего зарубежья, уменьшенное количество экзаменов для иностранных абитуриентов, а также широкую систему скидок и квот, которая доступна всем, но вознаграждает, конечно, самых талантливых из ребят. Руководство РЦНК отметило, что с российскими университетами, в частности с Вышкой, налажены каналы продвижения образовательных программ (выставки образовательных программ магистратуры и бакалавриата, международные олимпиады). Так, к примеру, с 25 по 28 октября в Бишкеке проходила международная олимпиада молодежи (МОМ), организуемая НИУ ВШЭ, распространением информации об этом мероприятии ученикам школ страны занималась в том числе и команда РЦНК в Бишкеке.

Диалог получился насыщенным и очень конструктивным. Были намечены направления организации совместных мероприятий для предметных учителей местных школ, а также возможности информирования школьников страны об образовательных программах всех четырех кампусов Вышки.