Люди, которые исследуют игры
В Питерском кампусе Высшей школы экономики уже не первый год развивается направление по изучению игровой индустрии. Исследования, проводимые силами сотрудников лаборатории “Социология образования и науки”, студентами и преподавателями майнора “Обработка и анализ данных” (Data Science) в том числе связаны с изучением виртуального потребления и киберспорта.
Феномен киберспорта является актуальной темой для изучения в контексте развития коммуникационных технологий. Развитие интернета и игровой индустрии приводит к росту аудитории зрителей, вовлеченных в просмотр киберспортивных мероприятий и активность, связанную с играми, увеличивая её роль в экономической, социальной и культурной сферах общества.
В то же время сообщество исследователей этого феномена только начинает формироваться и открыто представителям разных дисциплин. Для нашего университета это особенно важно, так как даёт возможность участия представителям всех направлений – от филологов и политологов до социологов, менеджеров и экономистов.
Постепенно киберспорт привлекает к себе все больший и больший интерес как со стороны крупных компаний, так и со стороны общества. В последние несколько лет существенно возросли призовые на крупных чемпионатах, а так же количество болельщиков. Такой взрывной рост не мог не привлечь и ученых к исследованиям различных аспектов киберспорта. Одним из сигналов такого интереса является появление отдельных секций на крупных конференциях и семинаров. Пока в этой области только развиваются основные направления для исследований, мы можем привлечь людей из разных дисциплин, чтобы совершать больше разнообразных исследований и получать больше интересных результатов. Так возможность участвовать в исследованиях различных аспектов киберспорта и близких тематик предоставляется, например, в рамках 3-го курса майнора “Обработка и анализ данных” (Data Science), где планируются проекты по изучению киберспорта, способные объединить студентов разных направлений”.
15 сентября в Хельсинки прошел научный семинар, посвященный исследованиям киберспорта и стриминга. Семинар был организован в рамках the eSports Research Project, осуществляемого Game Research Lab (University of Tampere). Бурное развитие киберспорта как индустрии развлечений привлекает внимание ученых из различных социальных наук. Появление различных мероприятий, связанных с киберспортом, отражает рост научного интереса к данной теме. В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, руководитель образовательной программы “Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе” Александр Сироткин, стажеры-исследователи Денис Булыгин и Алина Бахитова. С другими исследователями они обсудили текущие проблемы в исследованиях киберспорта и будущие направления для развития области.
Главными спикерами на семинаре были Juho Hamari, Joseph Macey, Max Sjöblom, Maria Törhönen (University of Tampere) и Mikko Meriläinen (University of Helsinki and Pelikasvattajien verkosto), при этом аудитория участвовала в диалоге наравне с выступающими. Обсуждались вопросы официального статуса киберспорта, изучения аудитории (как с научной, так и практической точки зрения), регуляции рынка и игр, а также проблем связанных с образованием, азартными играми и развитием индустрии.
Текст: Денис Булыгин
Сироткин Александр Владимирович
Доцент департамента прикладной математики и бизнес-информатики