Из студентов в партнеры
В сентябре в кампусе НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург на Кантемировской ул., 3А открылось кафе Granola, которым руководит выпускник Питерской Вышки Павел Калинский. Проект наглядно демонстрирует готовность вуза сотрудничать со своими выпускниками и способствовать продвижению их бизнеса, тем более, когда и выпускники не забывают свою альма-матер.
Все, кто готов сотрудничать со своим университетом, могут рассчитывать на поддержку Центра развития карьеры НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Это может касаться привлечения студентов на практику или на работу, обмена бизнес-контактами, использования площадки университета как места встречи выпускников или продажи своих услуг, если они отвечают потребностям вуза.
Павла привлекла возможность открыть дополнительную кофейню, а для университета это стало возможностью сделать жизнь своих студентов комфортнее и приятнее. К тому же Павла нередко можно застать в Granola, он открыт к общению и охотно делится опытом, который пригодится всем, кто подумывает о предпринимательской деятельности.
- С чего началось Ваше сотрудничество с университетом?
- В 2013 году я окончил Питерскую Вышку по программе «Менеджмент». Во время учебы я активно участвовал во внеучебной деятельности, занимался мероприятиями и был одним из основателей Студсовета. На четвертом курсе я начал заниматься предпринимательством в сфере питания, а именно производством кондитерских изделий. Иногда мы делали продукцию для мероприятий университета, причем бесплатно и не ради продвижения нашего бренда, а просто, потому что хотелось внести свою лепту в деятельность родного вуза. Так, например, одним из событий, для которого мы готовили угощения, был День донора, проводившийся Питерской Вышкой.
По-настоящему сотрудничать с университетом в области кейтеринга мы начали год назад.
- А работа не мешала учебе?
- Столько времени, сколько у меня было в университете, сегодня мне может только сниться. Я успевал писать диплом, готовить продукцию для нашей кондитерской и руководить бизнесом. При этом времени было даже с избытком. Я знаю многих ребят, которые в годы учебы работали и в «большой четверке», и в услугах. Они все успевали, это лишь вопрос желания. Зато многие из них после окончания университета продолжили свою карьеру в компаниях, где начали работать еще студентами.
- А как пришла идея заняться именно кондитерским бизнесом?
- Два года подряд летом я ездил на четыре месяца за границу работать и отдыхать: в США по программе Work & Travel и в Канаду по программе SWAP Canada. Оба раза я работал в ресторанном бизнесе. То есть я ехал туда, абсолютно не понимая, чем и в какой сфере я буду занят. Оба раза, когда я приезжал в страну, той работы, на которую меня приглашали, не существовало. На самом деле это обычная практика для этих программ.
- То есть этот опыт сыграл свою роль?
- Эти поездки в целом повлияли на мое сознание. Большое испытание, когда вы оказываетесь в совершенно чужой среде, к тому же на гораздо более низком социальном уровне.
Когда вы едете за рубеж, вам кажется, что вы довольно хорошо владеете иностранным языком, ведь вы честно его учили. Но когда оказываетесь в реальной языковой среде, вдруг понимаете, что ваших знаний недостаточно. А при этом надо зарабатывать, оплачивать жилье и что-то есть.
У меня была ситуация, когда в кармане было 30 долларов, через два дня мне нужно было платить 100 долларов за жилье, а работы у меня не было. Естественно, обращаться за помощью к родителям не хотелось, чтобы не терять лицо. Занять тоже было не у кого, потому что все знакомые сами в это время были приблизительно в такой же ситуации. Тогда включался абсолютно другой сценарий поведения. Чтобы у меня были деньги хотя бы на базовые расходы, я не пренебрегал никакой работой: раздавал листовки, занимался уборкой. Это было очень тяжело.
- А как Вы действовали в такой ситуации?
- Представьте себе улицу масштаба Невского проспекта с такой же концентрацией заведений общественного питания, может, даже больше. Вы распечатываете кипу своих резюме, где написано, что вы учитесь, работаете, хороший, ответственный, трудолюбивый и пунктуальный человек. Потом просто заходите в каждый ресторан или кафе, говоря, что ищете работу. Чаще всего вас просят оставить свое резюме. Если это так, значит, работы для вас нет. Если работник нужен, вам сразу говорят, что сейчас выйдет человек, принимающий решения, и побеседует с вами. На западе в сервисе нет слова «нет», это надо понимать.
- Как же Вы попали в ресторанный бизнес?
- Однажды я со стопкой своих резюме оказался у ресторана, который внутри выглядел очень стильно. Не решался зайти, поскольку был уверен, что там мои услуги точно не нужны. Тем не менее, рискнул. На тот момент у меня совершенно не было опыта работы на кухне, но, когда меня об этом спросили, уверенно сказал, что опыт есть. Мне повезло и меня пригласили прийти на следующий день к 9 утра, чтобы начать в качестве стажера. Следует отдать должное, хозяин ресторана отнесся ко мне очень адекватно и просто начал меня учить всему, что я должен был делать. В подготовку входила даже терминология, которой я должен был владеть. В том ресторане я многому научился.
- Какие из предметов, которые Вы изучали в университете, действительно пригодились на практике?
- Я бы рассматривал университет не как набор предметов, а как набор компетенций, причем в первую очередь, межличностных. Предметы и знания важны, но сейчас они вполне доступны. Если вы амбициозны и трудолюбивы, вы сможете освоить любой предмет. При этом даже важные знания со временем забываются, если не применять их на практике.
Для себя по приоритетности я бы на первое место поставил английский язык, потому что даже сейчас многие рецепты мы находим в англоязычных кулинарных книгах. Так весной во время путешествия во Францию большую часть денег я потратил именно на профессиональную литературу.
Я бы добавил, что важно понимать структуру организации, разбираться в налоговой системе и иметь представление об институциональной экономике. Это не обязательно используется в повседневной работе, но важно это хотя бы просто понимать.
- Вы осознавали, что все это пригодится, когда учились?
- Многие знания тогда не ценились и казались ненужными. Не было никакого опыта. Сейчас я вижу, что очень многое из того, что мы проходили в университете, реально работает. Учась сейчас, я бы понял больше, чем тогда.
Взять тот же математический анализ. Мало, кто его любит, но я считаю, что это основной предмет. Я тоже его не любил, не понимал, зачем он. Но он настолько развивает мышление, что, если вы понимаете математический анализ, вы поймете любые логические цепочки. Это в какой-то степени вершина логики.
Все идет от навыков, которые переходят в привычки. Привычка мыслить, привычка учиться, привычка работать с информацией – важно это, а не просто набор предметов. Если за время учебы вы научились работать с большим массивом информации, который дает Питерская Вышка (языки, математика, профессиональные предметы и так далее), даже если вы по какой-то причине все забудете, при необходимости через год вы сможете восстановить свои знания. Для этого у вас будет компетенция.
- То есть старательно учиться нужно всему?
Если, приходя на предмет, вы говорите, что он вам не нужен, вы все равно должны потратить то же самое время, но ничего в результате не получаете: ни навыка, ни знаний. Собственно, зачем вы тогда тратите свое время на это?
- А на какую зарплату стоит рассчитывать выпускнику вуза?
- Как работодатель я хорошо осознаю, что 95% работников на рынке труда сейчас откровенно не соответствуют требованиям работодателей. Это редкость, когда вы находите действительно стоящего сотрудника. Именно тогда вы готовы инвестировать в него, в его зарплату, ведь это окупится.
Часто люди говорят, что меньше чем за ту или иную сумму они не готовы работать. Но при этом они не показывают свою ценность. На мой взгляд, гораздо правильнее начать работать на скромной позиции и интересоваться, что нужно делать, чтобы развиваться и зарабатывать больше. Скорее всего, вам все объяснят. Вы начнете выполнять эти условия и будете получать желаемые деньги, желаемое профессиональное развитие. Если сотрудник приносит организации прибыль, на нем не экономят. Если же вы постоянно держитесь на уровне стажера, и ничего не меняется, значит, что-то с вами не так.
- Скорее всего, старшекурсники охотно задали бы вам свои вопросы. Насколько вы открыты к диалогу с ними?
- В традициях Питерской Вышки я всегда рад поделиться опытом и ответить на дополнительные вопросы. Например, можем организовать встречу специально для ребят, которым интересно поподробнее узнать о работе в реальном секторе, о ведении собственного бизнеса и так далее. Следите за анонсами.