Поживем – увидим!
Виктория Полторацкая, выпускница 2016 года, окончившая бакалаврскую программу "Политология" с красным дипломом, стала победительницей конкурса эссе "GAIDPARK - ЛЕТО 2016" на тему "Какой закон надо принять в России как можно скорее и почему?", что дало ей возможность вновь стать участницей дискуссионной школы GAIDPARK, проходящей сейчас в Подмосковье.
Анна Декальчук, и. о. академического руководителя ОП "Политология и мировая политика", также как и все преподаватели программы, искренне рада успехам и достижениям выпускницы Питерской Вышки и ее победе в конкурсе.
- Вообще, Вика - это такой чудесный пример студентки, которая все четыре года обучения на программе не переставала удивлять нас как своей трудоспособностью, так и исследовательскими и организаторскими навыками. Помимо того, что она окончила программу с красным дипломом, Виктория также успевала участвовать в многих научных проектах: РГНФ - проекте по изучению российских реформ под руководством Андрея Стародубцева и НУГ - проекте, продолжающем разработку темы реформ начала 2000-х годов во главе с А. Ю. Сунгуровым, а на четвертом курсе Вика также стала членом команды вышкинского Международного центра под руководством Криса Герри. Кроме того, во время обучения она являлась главой нашего Студенческого научного общества и до сих пор остается заместителем руководителя регионального представительства Совета молодых политологов РАПН в Петербурге. Исполняя эти обязанности, Виктория, в частности, была частью команды, не так давно организовавшей абсолютно потрясающий городской проект "Гражданин политолог". Поэтому, зная Вику, я ничуть не удивлена ее победой в конкурсе эссе GAIDPARK, но, конечно, искренне за нее рада и поздравляю с таким достижением!
С разрешения организаторов дискуссионных школ GAIDPARK мы публикуем эссе Виктории Полторацкой "Электоральная система – основа любого демократического режима":
Сложно представить условия, при которых автаркия становится такой же отзывчивой к нормам права, как среднестатистическая демократия. Многие поклонники сильной вертикали власти приводят в пример Сингапур с его потрясающей воображение борьбой с коррупцией, но Владимир Гельман на такой аргумент всегда справедливо отвечает, что на каждого Ли Куан Ю приходится десять Мугабе.
Россия, как представляется, далека от «сингапурского чуда». И выстроенный политический режим во многом определяет плачевное положение экономики и политики страны. Как известно, демократия преисполнена недостатков, но решает одну из важнейших проблем – возможность услышать фидбек от населения по поводу любого политического курса и право сменить действующую власть в случае, если она проводит не ту политику, которая нравится гражданам страны.
Чем чревата демократия? Если почитать апологета теории демократизации – Самуэля Хантингтона – можно подумать, что демократия хороша буквально всем – она гарантирует высокие темпы экономического роста, решает все проблемы внутри страны, «разруливает» этнические конфликты, дает право голоса меньшинствам, делает социальное неравенство более равным и так далее. Чуть позже Чарльз Тилли честно покажет в своих работах, что демократия совершенно не обязательно даст стране все блага, за которые так ратовал Хантингтон, а вместе с ним и вся Американская ассоциация политической науки. Однако демократия дает главное – право гражданину, а не политической или экономической элите, принимать решение как ему жить в его же стране, право менять положение дел и право быть услышанным.
Кажется, что граждане Российской Федерации забыли, что обладают таким набором прав, и в целом совершенно справедливо, потому что этих прав у них действительно как будто бы и нет. Не только реально, но и на нормативном уровне самый главный механизм демократии – электоральный – сформирован и функционирует таким образом, чтобы максимально затруднить все возможные способы изменить текущую политику и повлиять на процесс принятия решений.
Именно потому, что электоральная система – основа любого демократического режима, самым важным законом, который бы заставил избирательный механизм работать, является реформирование электорального процесса в Российской Федерации.
Этот закон можно было бы условно разделить на две части: реформирование партийной системы и реформирование самого процесса выборов (электоральной системы). По своей сути, закон должен не только вернуть межпартийную конкуренцию, но и постараться преодолеть те барьеры, которые ставит нынешнее законодательство для любой партии, не согласованной с Кремлем (так, к выборам 2016 года «Партия роста» очевидно создана для «отпиливания» либерально настроенного электората и введения его в число «системной оппозиции»). На деле, партии должны представлять реальные группы и потребности населения.
Первое, что для этого необходимо – разрешение создания партийных блоков внутри Государственной Думы. Уже существующие и избранные депутаты должны поверить в то, что обладают реальными политическими полномочиями и каким-то весом в действующей системе, что при желании они могут изменить развитие событий. Второе необходимое изменение – отмена сбора подписей для кандидатов, выдвигающихся от зарегистрировавшихся партий. По сути, отсутствие этой меры сводит на нет попытки либерализации законодательства, так как любой кандидат, скорее всего, получит отказ в регистрации, если система «не захочет» его пропустить. Крайне высокими представляются и избирательные залоги, размер которых необходимо снизить, так как они отсекают большое число недостаточно ресурснообеспеченных партий.
Говоря об электоральной системе как таковой, лучшим вариантом было бы видеть ее как пропорциональную с относительно небольшими размерами избирательных округов, которые формируются на основе субнациональных единиц (регионов) и исходя из численности населения получают разное количество мандатов на регион. Несмотря на то, что пропорциональная система в России дискредитировала себя как создавшая самую «единую» Государственную Думу 2007 года, на то все же были причины – это и завышенный проходной барьер, и полная оторванность избирателей от политиков в результате огромных размеров избирательных округов. Такая система порождала механизм «паровозов», потому что население элементарно не знало, кем являются люди, заполнявшие партийные списки в бюллетенях.
Бесспорно, партийная и электоральная система – не единственные механизмы для осуществления процесса демократизации, но одни из важнейших. В духе либеральной демократии мы бы услышали призывы к созданию гражданского общества и защите прав и свобод человека, но России неплохо бы начать с минимального набора демократических институтов по Роберту Далю – равенство при голосовании, информированное и эффективное участие граждан, контроль членов общества над повесткой дня. В условиях выборов в сентябре 2016 года реформа избирательной системы – вот прямо сейчас, ни днем позже – кажется для России жизненно необходимой. А там уж, как говорится, поживем – увидим.