• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации как образ жизни

Магистерское образование в области государственного и муниципального управления предполагает особый уровень подготовки. За два года человек должен получить набор компетенций, необходимый как для госслужбы, так и для аналитической работы в области ГМУ, что сделать на традиционных лекционных и семинарских занятиях сложно. Доцент департамента государственного администрирования Анна Георгиевна Санина рассказывает о новых форматах, используемых при обучении.

- Какой самый интересный и необычный курс, который Вы провели в этом году?

- Для меня - это «Инновации в управлении городской средой». Идеей курса стал не просто проектный, но полевой акцент. Для направления ГМУ, в отличие, например, от социологии, такой акцент достаточно редок.

Еще в начале курса мы с ребятами обсуждали, что основной барьер для развития инноваций, если понимать их в самом широком смысле, - не в технологиях и не в головах, а в социальных отношениях. Недостатка идей у нас нет: они проскальзывают то там, то здесь, и вроде бы много кто знает, как надо и как лучше. С технологиями в современной нашей реальности могут быть, конечно, сложности, но они решаемы… при желании.

Желание что-то изменить, решиться что-то сделать – например, для города, в котором ты живешь, – тем не менее, приходит редко. Почему? Самый распространенный ответ отсылает нас к так называемым бюрократическим барьерам: не дадут, не разрешат, «кто ж позволит»? Подтвержденные всероссийскими опросами патерналистские отношения россиян к государству, а также уверенность в бюрократизированности и коррумпированности всего и вся выливается – на уровне конкретных действий (или бездействий) вот в эти установки.

Поскольку основную аудиторию курса составляли магистранты ГМУ – как мы условно предполагаем, будущие чиновники – мне важно было попробовать дать им пощупать этот «бюрократизм». Отсюда родилось задание. Это был проект-эксперимент.

Обычно наши проектные задания, чего скрывать, не выходят из аудитории и строятся в той самой научной башне из слоновой кости. То есть преподаватель дает задание, студенты его готовят, мы обсуждаем достоинства и недостатки – и на этом, в общем-то, все. В реальную жизнь наши учебные проекты, какими бы интересными они ни были, редко когда выходят.

А здесь фокус заключался в том, чтобы студенты не просто придумали идею, но и попробовали бы ее реализовать. Проекты могли быть абсолютно из любой области – главное, чтобы они были направлены на интересное преобразование городской среды. Главным заданием было попробовать воплотить этот проект, встав на позиции «рядового горожанина», столкнуться с любого рода барьерами, описать их и затем обсудить.

- А формат реализации задания был тоже необычным?

В целом, да. Мы использовали формат блога – и он не совсем получился, честно скажу… потому что, если вы их посмотрите, то в итоге у всех получились не блоги, а, скорее,  «стори теллинги». Комментариев практически нет – не хватило, конечно, времени. Но сами истории – отличные.

Несколько проектов были посвящены метрополитену:  изменению внешнего облика http://metrogmu2016.jimdo.com, совершенствованию системы оплаты https://metro2016blog.wordpress.com. Интересный и насущный проект по созданию рекреационной зоны в Колпино https://recreationzone.wordpress.com. Очень технологичный и инновационный – по установке смарт-зарядных устройств в городе https://telcharge.wordpress.com. Исключительно в духе курса – проект по использованию видеокамер для управления городской средой https://makeevdontsu.wordpress.com. Ну и в совершенно «вышкинском» стиле проект Смарт-вороны 
http://informcity.wix.com/smartvorona.

Если вы посмотрите блоги, то увидите, как развивались эти проекты, в том числе, с точки зрения взаимодействия с органами исполнительной власти. Там выложены письма, содержания звонков и так далее.

- На Ваш взгляд, удалось реализовать идею? Проекты удались?

- На самом деле, не совсем, то есть задачу ребята выполнили, без оговорок. Но получилось, что эти проекты, которые изначально предполагались в жанре «скандалы, интриги, расследования» (мы должны были вскрыть бюрократические барьеры, да?), превратились во вполне себе созидательные вещи. Органы власти были более чем расположены к обсуждению идей. Практически по каждому проекту ребятам отзванивались из комитетов и администраций буквально на следующий день после обращения – выясняли детали, хвалили за активность. Это, безусловно, молодым людям очень приятно и важно. Конечно, за те несколько три месяца, что шла моя часть курса, было невозможно воплотить проекты в жизнь, но приятно, что ребята хотят их продолжать и далее. Надеюсь, что у них это получится!