Надежные оценки истинного спроса
Поощрительная премия профессора Б. Л. Овсиевича по итогам конкурса 2015 года присуждена старшему преподавателю департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. Мария Лапина стала шестым лауреатом престижной премии, работающим сейчас в Санкт-Петербургской школе экономики и менеджмента.
Премии профессора Б. Л. Овсиевича присуждаются за фундаментальные экономико-математические исследования, выполненные в России. В конкурсе могут участвовать лица, не достигшие 40 лет и имеющие публикации в ведущих рецензируемых отечественных и зарубежных журналах. Впервые конкурс был проведен в 2005 году.
Марии Лапиной поощрительная премия присуждена за работу «Метод максимального правдоподобия для задачи о восстановлении неограниченного спроса с неполной информацией о цензурировании».
Мария Лапина, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:
Прогноз спроса является неотъемлемой и весьма важной составляющей многих математических моделей, используемых в системах управления доходами, основная задача которых состоит в повышении прибыльности фирмы посредством оптимального управления ее ресурсами. В сферах услуг, таких как авиаиндустрия, гостиничный бизнес, индустрии проката автомобилей, железнодорожная индустрия, это может быть достигнуто путем контроля над наличием в продаже различных продуктов, а также установления ограничений на их количество (так называемых пределов бронирования и уровней защиты). На протяжении всего этого процесса должен соблюдаться баланс между продажами дешевых продуктов (например, в случае авиаиндустрии, билетов эконом-классов), пользующихся большим спросом, и «защитой» более дорогих продуктов (билетов бизнес- и премиум-классов), спрос на которые меньше и возникает, как правило, к концу горизонта бронирования.
Любая такая стратегия продаж сильно зависит от прогноза спроса на все имеющиеся продукты. Очевидно, что неточный прогноз спроса, состоящий, например, в недооценивании или переоценивании спроса, может привести к неэффективным или даже негативным результатам использования моделей и стратегий систем управления доходами.
Именно поэтому одной из самых важных задач, с которыми сталкиваются исследователи, работающие в сфере управления доходами, является обеспечение надежных оценок истинного, так называемого неограниченного или нецензурированного спроса. Другими словами, становится важным ответ на следующий вопрос: «каким бы был спрос, если бы он не был ограничен пределами бронирования и ограничениями вместимости?» Это довольно сложный вопрос, усложняющийся еще более тем фактом, что исторические данные, являющиеся основой для любого прогноза, отражают в большей степени уровень продаж, нежели сам спрос на те или иные продукты. Разница между историческими данными о продажах и спросе заключается в том, что некоторые запросы на продажу могут быть отклонены в связи с существованием все тех же пределов бронирования и/или ограничений вместимости.
Представляемая работа посвящена многостороннему анализу вопросу восстановления неограниченного спроса, в том числе пассажирского спроса на авиабилеты, по цензурированным историческим данным, характеризующим продажи.
Владимир Матвеенко, ординарный профессор:
Работа Марии Лапиной - это весьма сложное исследование на стыке теоретической и прикладной эконометрики. Слово "цензурирование" в названии работы означает отсутствие полных данных, которые нужны для построения прогноза. Вы, наверное, знаете, что каждая авиакомпания предлагает на один и тот же полет множество тарифов. Цены на билеты зависят не только от расстояния до следующего кресла, но и от того на каких условиях можно сдать или поменять билет. Если по какому-то из тарифов билеты раскупаются полностью, то авиакомпания не знает, насколько высок на самом деле спрос на эти билеты. А знать надо, чтобы в дальнейшем уточнять цены и увеличивать прибыль. Эту задачу и решила Мария. Для этого потребовалось и отличное знание теории вероятностей и умение работать с массивами информации.