• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К экономике знаний

Завершилась третья международная научно-практическая конференция «Образование и мировые города: система координат для современного университета». За два дня мероприятия состоялось более 20 пленарных заседаний, круглых столов, лекций и семинаров.

Участники конференции успели обсудить множество тем, важных не только для университета: «Спрос на современные компетенции: к новой модели взаимодействия вузов и рынка труда», «Практики усиления влияния вузов на процессы регионального развития», «Умные города»: взаимодействие университетов и города», «Человеческий капитал больших городов: сравнительный анализ перспектив» «Образовательные программы по публичной/государственной политике в Европе, России и Китае», «Академический фандрайзинг: новые ресурсы для стратегий развития вузов», «Кросс-культурное взаимодействие и образовательная практика: опыт Азии, Африки, США и Европы» «Опыт реализации прикладных исследований по тематике социально-экономического развития регионов России», «Урбанистические исследования: международный опыт и взаимодействие между университетами», «Экономика и гражданское право», «Исторические корни коррупции» и это далеко неполный список! Все эти темы отражают многообразие вопросов, которые университеты готовы успешно решать, развиваясь и помогая развиваться обществу и окружающей среде.

Одной из ключевых тем обсуждений на конференции стал вопрос о том, как университеты должны выстраивать образовательную деятельность, чтобы выпускники соответствовали запросам рынка труда.

Второй день конференции открыло пленарное заседание «Спрос на современные компетенции: к новой модели взаимодействия вузов и рынка труда», организаторы: НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, журнал «Эксперт Северо-Запад».

Уровень профессиональной подготовки – один из ключевых факторов экономического развития и социального благополучия, как отдельного человека, так и общества в целом. Помимо профессиональных навыков, современной экономике крайне необходимы социальные и поведенческие навыки. Предпринимаемые шаги по формированию национальной системы квалификаций, внедрению механизмов профессионально-общественной аккредитации требуют установления более прочной связи между рынками труда и образования.

«Раньше в одной компании работали 10-20 тысяч человек, и запросы на качество выпускников вузов не сильно различались. Но сегодня в России экономика перестраивается организациями со штатом в 50-100 сотрудников. У каждого работодателя – разные требования к персоналу. И как университеты должны подстроиться под это многообразие требований? Сегодня, когда выпускник начинает искать работу, это "поражение" всех: вузов, работодателей и самого бывшего студента. Средний срок поиска места трудоустройства увеличивается, причем не из-за кризиса, а потому что структура экономики все больше усложняется», – отметил председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

На рынке труда повышается спрос на компетенции, а не на дипломы, уверен проректор НИУ Высшая школа экономики Сергей Рощин. Специалисты вуза провели анализ того, как академическая успеваемость выпускника связана с уровнем его заработной платы и местом трудоустройства, и поняли, что никакой связи нет. Университеты должны формировать у студентов универсальные компетенции, развивать кросс-предметные образовательные программы и сетевые формы обучения. Дополнительные навыки студент может получать не только в вузе, но и на предприятиях. В итоге он выйдет на трудовой рынок не только с дипломом, но и с портфолио, благодаря которому выпускник сможет «заточить» свои навыки под конкретную работу. В результате это поможет ему реализовать себя в любой сфере.

Отличный пример реализации концепции обучения, о которой говорил проректор НИУ ВШЭ, привел Бруно ван Поттельсберге, декан Брюссельской школы экономики и менеджмента им. Сольве. В его школе студентам преподают не только профессора с учеными степенями, но и представители индустрии, в том числе генеральные директора и топ-менеджеры. Также со студентами занимаются работники социальной сферы. Для того чтобы получить диплом, обучающиеся должны пройти почти год стажировки в компании, а также проучиться один семестр в вузе другой страны. В результате выпускники получают компетенции и в области научных исследований, и в области реальной работы, а также понимают, какие требования предъявляются к молодым специалистам на мировом рынке труда. И какие бы изменения не происходили на этом рынке, выпускник сможет среагировать на них и подстроиться, подчеркнул Бруно ван Поттельсберге.

Совмещение обучения и работы – одно из главных условий для студента, чтобы получить все необходимые навыки. Благодаря этому обучающийся сможет быстрее и эффективнее усвоить и теоретические знания по своей специальности, отметил старший советник, директор проектов по развитию на Кубе Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) Хулио Ургель. Прежде чем получить степень МВА и высшее образование, он работал инженером. И именно этот опыт помог ему быстрее усвоить весь объем необходимых для продуктивной работы теоретических знаний, а также развить в себе «soft skills». Сергей Рощин добавил, что по результатам исследования сотрудники, которые совмещали обучение и работу, впоследствии получали зарплату на 20% выше, чем выпускники без практического опыта 

«Стабильная система образования – залог стабильности общества, но мир меняется быстро, и мы должны успевать реагировать на эти изменения. Очевидно, что, если не реформировать высшее образование, это повлечет за собой серьезные последствия для экономики России. Уже сейчас на первое место среди критериев оценки вуза выходит не его позиция в мировых рейтингах, не наличие у университета больших средств, а его способность быстро меняться и адаптироваться. Ведь то, чему учат в течение четырех-шести лет студентов в вузе, может оказаться уже неактуальным, когда выпускник выйдет в большой мир», – подтвердил основные положения экспертов Святослав Сорокин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки. 

Это не значит, что университеты должны «прогибаться» под изменчивый мир и рынок труда, сказал ректор Университета Осло Оле Петтер Оттерсен. Наоборот, именно вузы должны формировать этот рынок. Сырьевая и обрабатывающая экономика уступает место экономике знаний.