Миссия новых университетов
Сегодня в Санкт-Петербурге состоялось открытие третьей международной научно-практической конференции «Образование и мировые города: система координат для современного университета».
Открывая конференцию, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников сказал: Мы уже в третий раз собираем весной в Санкт-Петербурге представителей международного университетского сообщества, властных структур, крупных компаний и общественных объединений, чтобы обсудить перспективные вопросы развития современных университетов в контексте бурного роста крупных мировых городов и развития их экономик. Современная, основанная на знаниях экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества высшей школы с предпринимательским сообществом и обществом в широком смысле этого слова. Наша конференция и задумывалась как площадка, способствующая укреплению такого взаимодействия образования, бизнеса и общества. В этом году основной фокус конференции — множественность миссий современного университета.
Современный университет — это, как правило, крупная компания, действующая не только на образовательном и исследовательском рынках. К числу «продуктов» университета — наряду с относительно более традиционными образовательными и исследовательскими продуктами — сегодня относят и его «ответы» на широкий круг социальных вызовов («третья роль» университетов), активное участие в городском и региональном развитии, в том числе в развитии предпринимательской и инновационной активности («четвертая роль» университетов).
В условиях замедления экономического роста и неизбежности глубоких структурных реформ, с чем сталкиваются многие экономики мира, в том числе и крупных мегаполисов, большинство смотрит на университеты как на новых быстрорастущих экономических агентов. С одной стороны, они становятся все более крупными налогоплательщиками и работодателями, а с другой — обеспечивают приток в города наиболее восприимчивой к инновациям молодежи, которая может обеспечить быстрый рост нового бизнеса и тем самым сумеет поменять облик города. Все это вопросы разнообразия миссий современного университета и эти аспекты нашли отражение в программе нашей конференции.
Кевин Даунинг, директор департамента управления знаниями и анализа в Городском университете Гонконга отметил, что для успешной работы университета, ему стоит выбрать правильный трек и миссию. Которая будет заключаться не только в экономическом росте всего общества, но и в грамотно организованной структуре самого университета: правильное распределение бюджета, высококлассный преподавательский состав, академическая деятельность, повышение конкурентоспособности, высокие показатели цитирования научных работ.
Лоренца Оперти, вице-ректор по учебной и международной деятельности Туринского университета посвятила свой доклад отношениям промышленного сектора и университетов на примере своего учебного заведения. Она отметила, что в Италии у большинства промышленных компаний, нет своих научно-исследовательских отделов (R&D). В этой сфере компании полагаются на университеты, которые взаимодействует с реальным сектором экономики в нескольких направлениях: подготовка аналитических обзоров, создание новых продуктов, разработка инновационных проектов в различных отраслях, а также возможность прохождения практики для студентов.
Почетный профессор Университета Ньюкасла Джон Годдард в своем выступлении рассказал об исследовании, посвященном развитию английских провинциальных городов с акцентом на роли университетов в решении проблем их экологической устойчивости, здоровья и культурного развития. Ученых разных специальностей использовали место своей работы и проживания, как лабораторию. Город становился одновременно объектом изучения, полем для исследования и площадкой для развития междисциплинарного сотрудничества. Университеты, занимаясь проблемой устойчивого развития городов, вносили свой вклад в управление окружающей их средой.
Пример - медицинские факультеты, которые работали в тесной взаимосвязи с больницами, завязывая на них обучение студентов-медиков и используя наблюдения за пациентами, как базу для клинических ученых. Они получали поддержку местных органов власти, частных компаний и некоммерческого сектора. Похожая ситуация и с культурой города, которая неизбежно отражает многообразие творческих и художественных дисциплин, изучаемых и практикуемых в университетах. Научные подразделения, сообщества студентов и сотрудников охотно включались в городскую жизнь. Кампусы становились культурными местами со своими библиотеками, музеями, театрами, художественными галереями. Совместное использование этих площадок для практики, преподавания, научных исследований и отдыха соответствует миссии новых университетов.
Вице-президент Пекинского педагогического университета Чжоу Цзоюй, отметил, что университеты все время находятся в двойственном положении: с одной стороны они должны быть консервативны в традиционном смысле, а с другой развиваться и меняться, проявляя креативность. Он подчеркнул необходимость помнить об ответственности за развитие студентов, за раскрытие их творческих способностей. Время заставляет меняться, делать выбор, что важнее – профессиональные навыки или общая подготовка? Традиционное образование или научные исследования? Выбрать верную стратегию и соблюсти баланс очень сложно. В конце своего выступления он предложил вернуться к теме счастья, отметив, что для полного счастья люди должны быть довольны жизнью на всех уровнях, как на личном, так и на общественном. Однако, существует реальность, где не все мечты воплощаются. И тем не менее нужно ставить себе высокие цели, мечтать. Мы не знаем к чему мы придем в итоге, однако отказываться от идеалов не стоит. Профессор отметил, что мы ответственны за образование и должны грамотно прокладывать свой маршрут, четко понимать что достижимо, а что нет, но ни в коем случае не отказываться от своей мечты.