• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение теории на практике

О современных тенденциях в логистике, требованиях рынка к специалистам логистической сферы и о своем профессиональном опыте рассказывает  Екатерина Викторовна Носкова, к.т.н., академический руководитель программы «Управление логистическими операциями в цепях поставок».

Применение теории на практике

- Екатерина Викторовна, расскажите о департаменте логистики Высшей школы экономики Санкт-Петербурга.

- Департамент логистики Высшей школы экономики достаточно молодой, существует на площадке Санкт-Петербурга второй год, сначала возникла лаборатория исследований логистики, потом появился департамент. Костяк департамента составляют профессионалы, которые стояли у самых истоков развития логистического образования в России: Валерий Сергеевич Лукинский, Андрей Александрович  Бочкарев,  Евгений Иванович  Зайцев. Направление логистики в России очень молодое. Становление школы логистики можно отнести к началу 2000-х. Развитие происходило в Санкт-Петербурге на площадках двух университетов: ИНЖЭКОНа и ФИНЭКа. Потом произошло слияние вузов, перераспределение профессорского-преподавательского состава. Высшая школа экономики и Валерий Сергеевич Лукинский нашли взаимопонимание и интерес в развитии этого направления.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее про исследования, которые ведет департамент.

- Исследования можно разделить на три направления. Первое направление - это коммерческие исследования по оптимизации запасов, маршрутизации, по заказу предприятий Санкт-Петербурга, таких как Метрополитен, Госавтотранс.

Второе направление - это фундаментальные исследования совместно с Российской Академией Наук, экспертными изданиями. Лаборатория совместно с Департаментом исследует рынок логистических услуг, его изменения, тенденции в сотрудничестве с международными партнерами из Финляндии, Прибалтийских стран, Европы. 

И третье направление деятельности – это корпоративное обучение. Это известные крупные компании, такие как сеть магазинов электроинструментов «220 Вольт», Группа «Илим», сейчас ведутся переговоры с крупным сетевым ретейлером.

- Как изменилась логистика за последние несколько лет? Каковы новые тенденции?

- Сейчас ощутимы тенденции перехода к управлению цепями поставок. Если говорить про практику, то пришло понимание логистического подхода к операционной деятельности, оптимизации интегрируемых характеристик. Кроме того, происходит внедрение информационных систем и технологий, телематических проектов, которые объединяют контрагентов, страны,  континенты,  позволяют в оперативном режиме времени отслеживать движение грузов и транспортных средств. Это основные тенденции в логистике на сегодняшний день.

- Расскажите о программе второго высшего образования, ее отличии от первого высшего образования?

- Программа называется «Управление логистическими операциями в цепях поставок», как я уже говорила, это направление сейчас наиболее востребовано.

Эта программа, в отличие от образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок», направлена именно на операционную деятельность. Первое высшее образование более академичное, с упором на общенаучные и фундаментальные знания. Студенты второго высшего, по нашему мнению, знакомы с естественнонаучными и гуманитарными циклами, и в программе можно более подробно остановиться на применении теории на практике. Мы разрабатывали программу, понимая, что люди, которые на нее придут, хотят получить прикладные, практикоориентированные знания и компетенции.

Обучение взрослых людей, конечно, имеет особенности. Работа на занятиях более результативная, потому что студенты определились в своем дальнейшем профессиональном  развитии и знают, что им нужно. Мы уделяем внимание решению кейсов и практических задач, заинтересованы в обратной связи со студентами, обмене идеями и мнениями, обсуждению проблемных ситуаций.

Студент совместно с преподавателями и научными сотрудниками лаборатории может провести научное исследование по интересующей его теме, проанализировать логистические бизнес-процессы в компании, в которой он работает, реализовать его на практике.

- Какие требования сейчас выдвигает рынок к специалистам в логистической сфере?

- Если мы говорим о специалистах среднего и высшего звена, то это профессионалы,  управляющие материальными и транспортными потоками.  К ним предъявляют достаточно высокие требования. Они должны обладать знаниями о функциональных областях логистики, понимать, каким образом функционирует цепи поставок, как оптимизировать затраты на транспортировку, распределение, снабжение, правильно управлять материальными запасами и ресурсами. Иметь опыт работы в управленческих и аналитических информационных системах, владеть иностранными языками. Программа второго высшего образования направлена на подготовку именно таких специалистов.

- Какими знаниями будут обладать выпускники программы?

- В-первую очередь, хорошая теоретическая и практическая профессиональная подготовка в сфере логистики. Знания и навыки в различных функциональных областях – транспортировке, снабжении, распределении; управлении запасами, логистике складирования, информационной поддержке логистики.  Необходимо отметить бизнес-аналитическую направленность программы, кроме того, программа учитывает международные стандарты подготовки логистов. В программе предусмотрено много практических заданий, кейс-стади, направленных на работу с базами данных, информационными системами, управлением информацией. Мы готовим специалистов с актуальным практическим инструментарием для работы в сложной, быстроменяющейся бизнес среде.

- Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной деятельности.

- У меня высшее техническое образование и степень кандидата технических наук. Преподавала в академии Можайского. В 90-е годы ушла в коммерческую деятельность, начинала с простого планировщика. Не понаслышке знакома со всеми этапами становления логистики, начиная с калькуляторов и карточек на складе до внедрения корпоративных информационным систем и заключения международных контактов. Принимала участие в построении логистических центров, проектной работе. Моя основная профессиональная деятельность была связана с российскими и зарубежными закупками. Около 15 лет работала с Китаем, Европой, занималась бизнес-аналитикой, работала на рынке упаковочных материалов, продовольственных изделий. В ВШЭ СПб работаю 2 года. Давно знакома с Лукинским Валерием Сергеевичем и рада работать в его команде.

Подробнее о программах по направлению логистика:
Второе высшее образование:
1. «Управление логистическими операциями в цепях поставок»
Дополнительное профессиональное образование:
1Master in «Стратегическое управление логистикой»
2. Логистический менеджмент
3. Логистика