Американцам о бизнесе в России
15 студентов программы МВА «Глобальный бизнес» Rutgers Business School (США) посетили НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, чтобы принять участие в круглом столе, посвященном особенностям ведения бизнеса в России.
Мероприятие модерировали декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента Елена Рогова, руководитель программы «Менеджмент» Татьяна Грищенко, а также профессор Rutgers Business School Александр Сеттлс. Спикерами круглого стола стали представители зарубежных компаний, с успехом развивающие свое дело в России. В их число вошли руководитель консалтинговой компании Emerging Markets Group Том Стэнсмор и генеральный директор ООО Inlook Color SPb Хенри Риихимяки, два иностранных бизнесмена, выбравшие нашу страну и Санкт-Петербург в качестве места проживания, развития собственного дела и инвестирования. Перед студентами также выступили российские управленцы, которые работают здесь в представительствах крупных иностранных компаний или организаций с иностранным участием: управляющий партнер Boyden в России Юлия Никитина, начальник отдела закупок по обслуживанию и упаковке ОАО «Группа «Илим» Вячеслав Варламов и генеральный директор ООО «Оракл Девелопмент СПБ» Григорий Лабзовский.
Том Стэнсмор и Юлия Никитина в ходе первой секции круглого стола остановились на особенностях российского юридического и налогового поля. По словам господина Стэнсмора, Россия, по сравнению с западными странами, – налоговый рай и «сбывшаяся мечта американского республиканца».
«Налоги для бизнеса здесь гораздо ниже, чем в США. В то же время, иностранные компании на российском рынке сталкиваются с большим числом процедур, смысл которых им трудно понять. Например, в США вы можете открыть свое юридическое лицо за считанные часы, а в этой стране для этого требуются дни и недели, проведенные в согласованиях с различными структурами. В то же время, я всегда говорю своим клиентам - необходимо задавать правильные вопросы, изучать законы и процедуры и скрупулезно их выполнять. Я убежден, что при таком подходе успех на местном рынке обеспечен. В то же время, уверен, что уход иностранных организаций из России обусловлен не трудностями среды, а управленческими ошибками», - заявил господин Стэнсмор.
Юлия Никитина поддержала его, отметив, что зарубежным компаниям необходимо быть готовым к неожиданным для них особенностям российской корпоративной культуры и бизнес-коммуникаций.
«Я всегда говорю в шутку, что самая большая проблема иностранных компаний, которые рекрутируют российских специалистов, в том, что русские выглядят, как европейцы, хотя на поверку таковыми не являются. Эта особенность потом проявляется в рабочем процессе, что зачастую вызывает удивление у иностранных менеджеров. Также для зарубежных партнеров иногда сюрпризом становится, что значительная часть топ-менеджеров в нашей стране – выходцы из совершенно других областей, чья бизнес-карьера стремительно выросла в 90-е – 2000-е годы. Все эти индивидуальные характеристики российской бизнес-среды необходимо иметь ввиду, если хочешь начать здесь свой бизнес», - подытожила госпожа Никитина.
Спикеры второй секции подробнее остановились на сегодняшних реалиях российского рынка. Генеральный директор ООО Inlook Color SPb Хенри Риихимяки представил иностранный бизнес, который сегодня испытывает определенные трудности в связи с падением курса рубля, поскольку Россия является рынком сбыта для его компании. В то же время, представитель ОАО «Группа «Илим» Вячеслав Варламов и ООО «Оракл Девелопмент СПБ» Григорий Лабзовский, рассказали о возможностях организаций, которые базируют производства в России, но поставляют свои продукты за рубеж.
Господин Лабзовский также подробнее остановился на перспективах развития IT-бизнеса в нашей стране, подчеркнув, что это очень перспективная отрасль с точки зрения кадрового потенциала и сравнительно небольших издержек. В то же время, господин Варламов посоветовал американским студентам MBA, которые захотят в дальнейшем развивать свое дело в Российской Федерации, учить русский язык, поскольку, по его словам, «знание русского открывает здесь множество дверей».