Капоэйра – экзотика наших дней
Капоэйра – современный вид единоборств, который зародился в Бразилии, он сочетает в себе элементы танца, игры и акробатики. О тонкостях, философии и правилах ведения боя рассказывает студент 1 курса ОП «Политология», будущий мастер капоэйры Игорь Алякринский.
Нашему корреспонденту Алине Пономаревой удалось побывать на ярком шоу – вручении поясов опытным капоэйристам, где у воинов была возможность «сыграть» бой вместе с местре Эдан, местре Куэка и контра-местре Инвертебрадо, которые приехали из Израиля, Москвы и Бразилии в связи с данным событием. В тот день в конгресс - холле «Васильевский» собралось огромное количество зрителей – члены клубов капоэйры в Санкт-Петербурге и просто люди, желающие насладиться незабываемым шоу с участием знаменитых мастеров. Ожидания зрителей были оправданы – члены роды и бойцы своими яркими боевыми номерами зарядили зрительный зал солнечной бразильской энергией, капоэйристы также поразили зал своей эффектностью, экзотичностью и динамичностью движений.
На ее вопросы о капоэйре ответил Игорь Алякринский.
- Основные отличия капоэйры от других видов единоборств?
- В первую очередь, бой осуществляется под ритмичный аккомпанемент бразильской национальной музыки. Также в отличие от, например, каратэ, мы чаще называем взаимодействие между партерами не боем, а более мягким словом – игрой. Так как это не поединок, тут нет выигрыша или проигрыша, основной акцент делается на красоту движений обоих партнеров, а не на соперничество.
Порядок встречи капоэйристов в большинстве случаев следующий: музыканты становятся в изголовье круга – роды. Рода состоит из капоэйристов или публики, которая стоит, а также сидит по кругу. Все поют песни на португальском языке, хлопают в ладоши в такт играющей музыке. Начинается «бой» — двое противников входят в центр круга, стараются вынудить друг друга упасть при помощи ударов ногами, низких подсечек и акробатических трюков. Характер взаимодействия в роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который задают музыканты своей игрой на инструменте, и песен членов роды.
- На каких инструментах играют музыканты во время боя?
- Самый главный инструмент – это беримбау. Он состоит из палки-вериги с натянутой по всей ее длине струной и кабасы-сушеной тыквы без внутренностей, которая прикреплена к низу инструмента. Звук же извлекается при соприкосновении струны и специальной палочки–бакеты, а его изменение получается благодаря небольшому камешку-добрау, который также прижимают к струне. Также плетеная корзинка с фасолью-кашиши помогает издавать дополнительный приятный звук при игре. Каждый ученик должен уметь играть на беримбау и знать наизусть несколько песен, исполняемых в роде. Часть песен для круга роды сочиняют сами мастера капоэйры, а часть пришла к нам из времен бразильского рабства. Игра начинается с традиционной песни мастера, зачастую он рассказывает притчу или передает какое-то послание роде.
- Кто такой местре в данном виде спорта?
- Местре - это мастер капоэйры с очень большим опытом. Главными местре считаются основатели данного спорта – местре Бимба и местре Пастинья, которые живут в Бразилии. Чтобы получить пояс местре, нужно заниматься примерно 20 лет данным спортом, необходимо быть действительно преданным делу. В основном, у нас, в Петербурге преподают и работают контра–местре – это менее опытные мастера, нежели местре, но они владеют своим собственным залом для занятий капоэйрой и являются замечательными преподавателями. В Санкт-Петербурге существуют две самые основные школы: Cardao de Ouro, где занимаюсь я, и Axe Capoeira.
На фото: на стене висит беримбау, на столе: камешек – добрау, плетеная корзинка с фасолью внутри-кашиши, палочки – бакеты.
На фото: семинар в клубе Cardao de Ouro.
Подготовила Алина Пономарева, студентка 1 курса ОП «Социология»