Как и что на Руси пьют?
"Прощай водка и самогон? Как меняется потребление алкоголя в современной России". О формировании новой культуры потребления спиртных напитков в нашей стране шла речь на лекции проректора ВШЭ, руководителя лаборатории экономико-социологических исследований Вадима Радаева, которую он прочитал в Питерской Вышке.
Ни для кого не секрет, что в мире такие слова, как «русский» и «водка» практически считаются синонимами. Во всяком случае, упоминание об одном из них моментально отсылает к другому: русский – значит, любит водку; водка – русский не откажется. Сами россияне в своем большинстве разделяют такую точку зрения. И даже те, кто из глубоких патриотических чувств утверждает, что это лишь стереотип, в большинстве случаев, солидарны с данным мнением. Так, у самих русских алкоголь становится предметом шуток и даже самооправдания. Кто из нас не слышал или даже не произносил фразы на подобие: «Ну я же русский! Русские всегда пьют». Однако у посетивших лекцию Вадима Валерьевича Радаева под интригующим названием «Прощай водка и самогон? Как меняется потребление алкоголя в современной России» отныне не хватит духа апеллировать к такому (и без того слабому) аргументу. Меньше чем за час известный социолог и экономист дважды сломал данный стереотип, наглядно доказав аудитории, что относительно недавно такое мнение было безосновательным, и, болеет того, в наше время больше не является актуальным.
Безусловно, уверенность в приверженности россиян к выпивке не возникла из воздуха. На международном фоне Россия действительно негативно выделяется: уровень душевого потребления алкоголя по сравнению с зарубежными странами в нашей стране гораздо выше. Однако так называемого «Северного» стиля потребления россияне придерживались не всегда. Пили на Руси относительно мало, преимущественно слабоградусные напитки. Лишь с 15 века в стране появляется водка, высокие цены которой сдерживают количество её потребления и дают толчок к развитию самогоноварения. Удивительно, но вплоть до середины 20 века уровень потребления алкоголя довольно низок, на что непосредственное влияние оказывают такие факторы, как сухой закон 1914-1924 годов, военные потрясения и низкий уровень материального благосостояния населения. Так, очевидно, что меньше века назад пьянство нельзя было назвать характерной чертой русского менталитета.
Лишь с 1960-х годов ситуация значительно меняется: потребление только легального алкоголя возрастает более чем в 2 раза: 14 литров на душу населения вместе с самогоном. Несмотря на свою дороговизну, водка становится основным алкогольным напитком. В 1990-е года советская модель потребления алкоголя также трансформируется, претерпевая несколько сломов: Горбачёвская антиалкогольная кампания приводит к падению потребления легального алкоголя на 50%, а по её окончании потребление водки вновь возрастает. После либерализации 1992 года активируется рынок нелегального крепкого алкоголя и импорт крепких алкогольных напитков различного качества. Как результат - рост смертности, падение потребления крепкого алкоголя и рост потребления пива, подкрепленные подрезом импорта алкоголя в 1998 году. Таким образом, лишь за 50 лет в стране произошло несколько кардинальных изменений паттернов потребления алкоголя.
Начало 21 века ознаменовывается утверждением уже новой структуры потребления крепких алкогольных напитков. Вплоть до кризиса 2008 года продажи алкоголя растут, однако популярность напитков меняется: вместо крепкого алкоголя (за исключением виски), россияне постепенно потребляют больше пива и вина. Даже несмотря на колоссальное снижение цен на водку, её потребление стабильно падает. Аналогичную тенденцию лектор отмечает и в отношении нелегального алкоголя. Так, если раньше самогоноварение поддерживалось дороговизной водки и ликероводочных изделий и, тем самым, домашний самогон часто замещал данные напитки, то с 2000-х годов потребление обоих напитков падает, уступая место слабоградусным. Даже рост производства нелегального алкоголя в России с 2010 года на фоне повышения активности контролирующих и правоохранительных органов, розничных цен на легальную алкогольную продукцию и снижения реально располагаемого дохода населения не оказывает кардинального влияния на ситуацию. Таким образом, в отношении потребления как легального, так и нелегального алкоголя наблюдаются схожие изменения: крепкие алкогольные напитки теряют свою «популярность» среди россиян.
Помимо этого, прослушанная лекция позволила узнать о том, что уже практически десять лет правительство РФ проводит антиалкогольную кампанию, целью которой является двойное снижение потребления алкоголя к 2020 году. Среди шагов к осуществлению данной реформы - создание Росалкогольрегулирования, повышение требований к производителям, запрет на продажу пива в киосках, ограничение времени продаж алкоголя, ускоренная индексация ставок акцизов на алкоголь и минимальная розничная цена на водку. Однако, как отметил лектор, в последние пару лет ситуация смягчается, и «антиалкогольная реформа притормаживает» (В. В. Радаев).
В связи с фактическим характером выступления, «приправленного» красочной визуализацией информации, поспорить слушателю особо не с чем. Менее чем за век в стране происходят значительные трансформации в характере потребления алкоголя: от безумных скачков, до незначительных колебаний уровня производства и потребления алкогольных напитков; от повышения, до снижения количества потребления алкогольной продукции. И это факт. На первый взгляд, напрашивается единственный логичный вывод: на актуальное снижение потребления крепкого алкоголя в России влияет неблагоприятная экономическая ситуация. Разумно - экономические факторы играют большую роль. Но являются ли они единственной и, самое главное, доминирующей переменной? Ведь, как было отмечено, несмотря ни на что, цена водки всё ещё низка, однако потребление её падает. Именно данный вопрос становится кульминационным моментом лекции. И развязка, к сожалению, не последует – успешное разрешение «загадочной истории» требует проведения длительных детальных исследований, как качественных, так и количественных.
Однако неотъемлемая обязанность добросовестного учёного – выдвинуть гипотезы, а профессионального спикера – заинтриговать слушателей. Совмещая данные роли, Радаев соответствует обоим требованиям: озвучив оставшийся открытым вопрос «Что стало причиной изменения паттернов потребления алкоголя россиянами?», учёный даёт подсказку: ответ нужно искать в глубинах социокультурного контекста. Именно проведение анализа поколенческого и культурного сдвигов, по мнению учёного, может помочь найти объяснение наблюдающейся трансформации паттернов потребления крепкого алкоголя в России. Возможно, новые поколения предпочитают крепким алкогольным совсем другие напитки, и через несколько десятилетий слово «русский» будет ассоциироваться не с сорокоградусной, а с красным сухим или, более того, с чашечкой капучино. Почему бы и нет? Но даже ироничным прогнозам должны предшествовать тщательные научные исследования, и на этот раз с акцентом не столько на экономических модификациях, сколько на культурных переменах.
Текст: Ксения Бурко, ОП "Социология", 3 курс