Школа – единственный институт, через который проходит вся нация
В Смольном прошла торжественная церемония вручения дипломов выпускникам образовательной программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.
Горячая Ольга Васильевна, начальник отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров комитета по образованию Санкт-Петербурга:
- Программа «Управление образованием» успешно реализуется с 2011 года, и на сегодняшний день – это самая сильная программа в городе. Наиболее интересные, мыслящие, перспективные сотрудники образовательной системы получили возможность приобрести новые знания, которые дают им возможность делать успешную карьеру. Мы отслеживаем результаты обучения и видим, что большинство выпускников магистратуры НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург с позиции учителя переходят в статус заместителя руководителя или даже руководителя, мы отмечаем очевидный рост их профессиональных компетенций, что подтверждает значимость образовательной программы, которую испытывает город. Мы ждем выпускников и надеемся, что ряды современных менеджеров будут ежегодно пополняться.
Конкурс два человека на место, из 24 поступивших диплом защитили 19 человек. 68% из них – руководители, 20% - учителя и методисты, двое – чиновники. Возраст магистрантов от 23 до 50 лет.
В итоге получились управленцы, являющиеся не только администраторами, но менеджерами; не столько трансляторами, но генераторами; не просто исполнители, а аналитики и эксперты; не «ресурсодержатели», а оптимизаторы; не делопроизводители, а коммуникаторы; не любители собственных монологов, но профессионалы в социальном диалоге; не только руководители, но и лидеры.
Такими и хотели видеть своих выпускников основатели образовательной программы. Как считают преподаватели, такой результат был возможен только благодаря тому, что магистранты проявили терпение первооткрывателя, труд исследователя и талант ученичества.
Заиченко Наталья Алексеевна, профессор, академический руководитель образовательной программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:
- У нас это третий выпуск и мне кажется, что каждый из них чем-то обязательно отличается. В первом у нас были в основном руководители, второй оказался самым молодым. В первый раз темы для квалификационных работ предлагал университет, а в этом году наши студенты выбирали личностные темы, они хотели исследовать те проблемы, которые интересны им не только как специалистам, но и как людям, в итоге получились очень сильные, практико-ориентированные работы. Именно на это мы, наверное, и надеялись, когда начинали программу, хотели, чтобы росла когорта людей, способных анализировать реальную ситуацию в системе образования и менять ее в лучшую сторону.
Как было подсчитано, за время подготовки исследовательских работ актуализировано 19 управленческих проблем, разработано более 50 видов анкет, предложено 17 рекомендаций для оптимизации управленческих решений, введено 22 новых понятия и смысла в управленческий язык и практику. Для диссертаций проработано более 1 тысячи источников, проанализировано более 3 тысяч анкет, написано около 20 тысяч страниц разных текстов со смыслом.
Казакова Елена Ивановна, профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:
-Уверенно могу сказать, что эти люди совершили подвиг. Большинство из них руководители крупных и успешных структур, для того чтобы параллельно с основной деятельностью еще и учиться, нужна большая сила воли. Работать с ними очень интересно, хоть и непросто. Моя задача, чтобы они на занятиях обретали что-то полезное не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Сильный курс! Хотя, наверное, я так говорю каждый год, но это – правда. Программа идет по нарастающей, ее имидж достаточно высок в профессиональной среде, принимаем наиболее сильных, мотивированных, понимающих уровень сложности, знающих, что они делают и для чего им эти знания. А мы учимся с ними работать, и с каждым годом делаем это все лучше и лучше, потому что и наши студенты многое нам дают.
Лабазанова Римма Магомедовна, менеджер ОП «Управление образованием» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:
- Я курирую эту программу с момента ее запуска, казалось бы, все про нее знаю, но взгляд изнутри дал абсолютно другую картину. Я не сразу созрела, но все же приняла решение снова учиться и поняла, что это переворачивает все мои мысли, дает совершенно новое представление о своих возможностях и открывает новые карьерные перспективы.
Зенич Наталия Юрьевна, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам ребенка:
- Это с самого начала была авантюра, я давно знаю Наталью Алексеевну, но решение пойти на программу было неожиданным для меня самой. Это было очень круто, правда! Я лет на 30 почувствовала себя моложе, снова окунулась в студенческую атмосферу, познакомилась с потрясающими людьми. Наши преподаватели – сердце этой программы, то, ради чего стоит идти в Вышку. Приходилось немного себя ломать – мы же все сами преподаем, а тут пришлось выступать в подзабытой роли ученика. Ощущения непередаваемые и легкая грусть от того, что придется расставаться, сейчас мы уже не сможем так часто встречаться. Хорошо бы, чтобы Вышка организовывала специальные семинары для своих выпускников, мы бы с радостью их посещали.
Что касается моей работы, то все, что исследовано, придумано, написано уже воплощается в жизнь и помогает усовершенствовать деятельность региональных уполномоченных по правам ребёнка.
Матюк Сергей Борисович, заместитель начальника Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса по учебной работе:
- Учиться никогда не поздно и всегда необходимо. Сейчас так много перемен происходит, и в образовании в том числе, хочется обобщить свой опыт, получить новые знания, пообщаться с коллегами тоже интересно. Два с половиной года в Вышке оказались очень плодотворными. Мы сможем более осознанно управлять теми процессами, за которые отвечаем. Например, то, что я исследовал в своей работе, сейчас успешно применяется, и в нашем учебном учреждении, и в ряде других, где существуют подобные проблемы.
Васильева Ирина Николаевна, заведующая детским садом №67 Красногвардейского района:
- Программу я выбирала осознанно, мониторила рынок, сравнивала, узнавала мнения. Выбор оказался верным, мои надежды на обучение оправдались. Мы научились нестандартно мыслить, говорить, высказывать свою точку зрения и защищать ее, даже если она отличается от общепринятой. Здесь все было «по-взрослому»!