Самые интересные исследования 2015 года
Опубликован ТОП-15 научных работ, проведенных НИУ ВШЭ в минувшем году. В этот список вошли и исследования ученых Питерской Вышки. Поздравляем коллег!
Неадекватные представления о неравенстве; санкции ударили по лучшим; высокая российская смертность; как вуз влияет на зарплату выпускников; у кого какая гордость; мусульмане с протестантской этикой; кто в России не хочет работать; недоверчивые туристы; о «праве на забвение»; аналитики ошибаются: самые любопытные исследования, сделанные в НИУ ВШЭ в 2015 году. Версия Opec.ru.
Работы петербургских исследователей:
1. Анна Алмакаева, Эдуард Понарин, Кристиан Вельцель. Human Development abd Generalized Trust: Multilevel Evidence.
Уровень доверия в обществе – один из важнейших показателей для социальных наук. Но до сих пор не было исследовано, как влияют на него макроэкономические показатели. В докладе показано, что на доверие в разных странах влияют различные факторы – в зависимости от того, насколько полно люди вовлечены в социальную жизнь. В развивающихся странах, где эта вовлеченность низка, доверие к незнакомым людям сильно возрастает вместе с удовлетворенностью гражданами своим финансовым положением, а образованность снижает уровень доверия. В развитых странах, где вовлеченность высока, доверие растет вместе с участием людей в социальной жизни, ценностями эмансипации и образованностью.
2. Иван Григорьев, Анна Декальчук. School Of Autocracy: Pensions And Labour Reforms Of The First Putin Administration.
Становление автократии – процесс проб и ошибок, в котором будущий автократ и его команда совместно вырабатывают механизмы и нормы политического взаимодействия. Как это происходило в России, авторы показывают на примере обсуждения дизайна и утверждения правительством и Госдумой пенсионной и трудовой реформ, проведенных Владимиром Путиным во время первого президентского срока. Сначала взаимодействие внутри политической элиты носило хаотический характер и постепенно упорядочилось за два года, в 2002 году. Пока новые правила не оформились, игрокам приходилось узнавать их в процессе игры.
3. Анна Широканова. Protestant Work Ethic Among The Muslims: Changeable Empirical Evidence.
Современные мусульмане демонстрируют более сильную приверженность протестантской трудовой этике, чем даже современные протестанты. Исследование 26 тысяч респондентов в 56 странах не показало существенных различий в трудовой этике между протестантами и мусульманами. При этом в протестантских странах протестантская трудовая этика характерна не для всех жителей, а в основном для верующих. В развитых странах трудовая этика вообще ослабевает – и протестантские страны не исключение. В исламских странах население не принимает переход от индустриальных к постиндустриальным ценностям (самореализация и т.д.). Консервативные установки диктуют и восприятие работы как долга, служения.