• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Соответствовать мировому уровню

Владимир Дмитриевич Матвеенко, профессор, академический руководитель магистерской программы «Прикладная экономика и математические методы» уверен, что современным экономистам не обойтись без английского языка и международных связей.

Соответствовать мировому уровню

    - Каким дисциплинам и навыкам уделяется внимание в процессе обучения?

- В курсах по базовым дисциплинам – макро- и микроэкономике – приводятся основные факты, которые должен знать экономист о поле своей деятельности. Также в этих курсах, как и в математической экономике, большое внимание уделяется освоению исследовательских подходов и методов. Они весьма универсальны и применимы в самых разных разделах экономики. Важнейшим инструментальным курсом программы является эконометрика – это методы работы с данными эмпирических исследований, большое внимание мы уделяем освоению современных информационных технологий. Сегодня именно хорошее владение методами, изучаемыми в курсе эконометрики, обеспечивает высокий спрос на наших выпускников на рынке труда. Знания, полученные на общих курсах, закрепляются на более специальных, таких, например, как «Теория игр и принятие решений», «Модели экономического роста, развития и перехода» и других. Практически с первого дня обучения на программе студент начинает выбор темы самостоятельного исследования и проводит его под научным руководством опытного исследователя.

- Приведите примеры кейсов или задач, которые вы решаете вместе со своими магистрантами.

- Например, в курсе макроэкономики значительное внимание уделяется не только самим экономическим фактам, методам их исследования, но также практическим вопросам выработки экономической политики в различных странах, чтобы эффективно изучить такие темы, создаются малые группы студентов, которые сосредотачиваются на отдельных вопросах, связанных с макроэкономической политикой. Они проводят сравнительный анализ, затем проходят выступления с обоснованием различных политик, подходящих для тех или иных стран. Другие группы выступают оппонентами.

  - На первый взгляд, программа выглядит очень академично, каково практическое применение полученных знаний в магистратуре?

Академия – это хороший способ профессиональной подготовки, но не обязательно сфера применения полученных знаний. Наши выпускники успешны как в науке, так и в бизнесе, и в государственном управлении.  Основное внимание программа уделяет обучению методам исследования, а эти методы применимы как в академических научных исследованиях, так и в практических. Эконометрика – одна и та же и для экономистов, работающих в университете, и для тех, кто применяет ее в банке или в фирме. Так же обстоит дело и с математическими моделями. В принципе, область использования знаний, полученных на программе, неограниченная. Надо сказать, что для самостоятельных исследований, которым уделяется на программе огромное внимание и время, наши студенты выбирают очень часто именно практически важные вопросы. Но обязательное требование к исследованию студента – научный уровень, общность или возможность массового применения. Например, наш студент должен не просто изучить работу одной фирмы, но сделать выводы или предложить методы, которые были бы важны для многих компаний.

- Студенты любят сравнивать программы разных университетов и городов между собой. Насколько сильной с этой точки зрения, является ваша программа?

- Наша программа, я уверен, относится к нескольким российским программам по экономике, которые, если употребить профессиональный термин, лежат «на паретовской границе»: у разных лучших программ разные достоинства. Преподавателями у нас работают хорошо известные и совершенно уникальные исследователи, которых нет в других университетах и городах, как раз потому, что они собрались у нас.  Наши преподаватели являются членами редакционных коллегий таких научных журналов, как «Журнал Новой экономической ассоциации», «Российский журнал менеджмента», «Математическая теория игр и ее приложения», «Journal of Institutional Studies / Журнал институциональных исследований», “Mathematical Economics Letters”, “International Game Theory Review” и других.  А перечислить журналы, в которых опубликованы результаты исследований наших преподавателей, даже нет возможности в силу ограниченного объема текста.

- В чем специфика работы и обучения экономиста?

- В экономических исследованиях и образовании особую роль играют международные научные связи. Традиционно рабочим языком в экономической науке является английский, и нашему студенту приходится с первого дня на программе работать с англоязычными статьями, учебниками, компьютерными программами. Преподаватели программы много ездят за рубеж. Например, в 2014 году это были такие страны, как Италия, Испания, США, Сингапур, Южная Корея и Перу. Это не отдых и не развлечение, а специфика работы экономиста-исследователя, работы которого должны соответствовать мировому уровню. Мы налаживаем связи с зарубежными университетами и увеличиваем поток студентов, выезжающих за рубеж по обмену, скоро ожидаем и появления иностранных студентов на нашей программе в Петербурге. Кроме этого, мы очень рекомендуем нашим студентам подавать заявки на участие в зарубежных научных и учебных мероприятиях.