• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спрос на логистов

Валерий Сергеевич Лукинский, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, академический руководитель магистерской программы «Стратегическое управление логистикой»

Спрос на логистов

- Всех студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Валерий Сергеевич, опишите ситуацию на рынке труда в вашей сфере. Какой спрос на логистов в России?

 - В 2000 году всего в России было 5 вузов, которым разрешили готовить специалистов по логистике: 2 в Петербурге – Инжэкон и Финэк, в Москве – Вышка, Московский государственный университет управления, и Ростовский университет народного хозяйства. За все эти годы вузы выпустили около 6000 специалистов. Сейчас в стране потребность в логистах измеряется в сотнях тысяч, а в хороших логистах - аналитиках, которые способны просчитать, спрогнозировать, найти издержки, еще больше.

Логистика одна из самых востребованных специальностей: рыбу доставить с Дальнего Востока – нужна логистика, зерно в Новороссийский порт привезти - логистика, соединить железные дороги, автотранспорт, аэропорт- логистика. Логистика востребована везде: от сельского хозяйства до медицины. Она обеспечивает не только материальный поток, но и информационный, финансовый, сервисный. Туристический поток в мире ежегодно составляет 1 млрд человек, и он требует обеспечения. Если описывать все в виде уравнений, то они будут идентичны. Механизмы одни и те же. 

20% ВВП Российской Федерации тратится на выполнение логистических операций и функций, это где-то 12 триллионов рублей. И каждый процент снижения логистических издержек – это 500-600 млрд рублей. Этих денег хватит на все высшее образование вместе с наукой. Средний мировой уровень затрат на логистику составляет 14%. Объективно, страна у нас большая, но мы должны понимать, что нужно приближаться к среднемировому уровню. Всем студентам мы объясняем, ваша цель – найти разумный выход, найти способ снизить издержки. Разумно, это не значит, что нужно обязательно что-то закрыть или сломать, а необходимо посмотреть, как можно оптимизировать процессы.  Например, почта, которая переходит на электронный формат. Мы сейчас доставляем посылку за две недели, а сможем - за два дня.

- В чем же сложность?

Я бы здесь остановился на нескольких проблемах.  Во-первых, появилось огромное количество всевозможных курсов. Я не против курсов переквалификации, человек с инженерным или серьезным экономическим образованием все быстро схватывает. Но когда все преподается за две-три недели или несколько месяцев, то это никак не может заменить образование нескольких лет и нужного набора дисциплин. Получилось так, что бывшие автохозяйства или склады стали отделами логистики.  Название поменяли, а суть осталась прежней. Это не означает, что туда пришли люди, понимающие суть логистических процессов.

А вторая проблема заключается в том, что появилось много консалтинговых компаний, которые помогают «модернизировать» логистические процессы на предприятиях. Мы видим, какие они внедряют программы и, как потом страдают их клиенты: то от дефицита и потерянной прибыли, то от неликвидов, запасов на несколько десятков миллионов рублей.

Всего этого можно избежать, если компании будут тщательно оценивать качество своих специалистов, принимать на работу людей, которые действительно имеют прогрессивный взгляд на логистику, и, естественно, готовы будут предлагать им большую зарплату.