Новации в аспирантуре
В прошедшем учебном году аспирантура НИУ ВШЭ претерпела множество преобразований, что, в основном, отразилось на учебном процессе аспирантов первого курса и поступающих в этом году. В чем заключаются особенности и преимущества нового формата, рассказал ответственный координатор программ аспирантуры Владислав Плотников.
- Владислав Александрович, что подразумевает переход аспирантуры в статус полноценной образовательной программы?
- Начиная с 2014 г. аспирантам Питерской Вышки предлагается модель обучения, понятная ключевым международным университетам, можно сказать, что мы стали частью мирового образовательного пространства.
Во-первых, у аспирантов появилась возможность получить диплом о высшем образовании этого уровня с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», в отличие от старой модели, которая предполагала по завершении обучения в аспирантуре получение двух документов: удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов и выписку из протокола заседания кафедры о прохождении предзащиты диссертации.
Во-вторых, выбирая индивидуальную траекторию обучения, аспиранты теперь проходят подготовку по направлениям, представленным в нашем кампусе экономикой, политическими науками и регионоведиением, социологическими науками, историческими науками и археологией. А уже в рамках направления аспиранту предоставляется возможность выбора конкретной направленности (профиля), что соотносимо со старой системой специальностей научно-педагогических работников. Конечно, возможности Вышки в этом отношении не безграничны, и в настоящее время пять профилей открыто только в рамках главного для нашего вуза экономического направления.
В-третьих, появились ясно читаемые и доступные стандарты федерального уровня, опираясь на которые Высшая школа экономики разработала собственные стандарты, пользуясь правом, имеющимся у национального исследовательского университета. В мае этого года был пройден очный этап аккредитации по всем направлениям аспирантской подготовки в нашем вузе и получены положительные отзывы экспертов Россакредагентства РФ.
- Что еще изменилось в ходе совершенствования аспирантских программ?
- Одно из ключевых изменений связано с совершенствованием системы финансирования обучения в аспирантуре. Ректором принято решение о выделении дополнительных мест для людей, в которых заинтересован университет в силу их научной активности, но по результатам вступительных испытаний не прошедших на места, финансируемые из федерального бюджета. Расширяются возможности участия в программе «Академическая аспирантура», участники которой имеют возможность ощутить себя полноценными представителями академического сообщества и получают повышенную стипендию университета, соотносимую с неплохой зарплатой (для Москвы и филиалов это фиксированная сумма в 30 000 руб.). При запуске такой программы на уровне нашего кампуса участвовать могли только аспиранты исторического направления, в прошлом году добавились социологи, а с этого года участвовать в ней могут и экономисты. Аспирантуру затрагивает и процесс интернационализации, в этом году заключается соглашение с консорциумом немецких вузов, рассматриваются соглашения о двойных дипломах и обменах в рамках целого ряда программ.
- В аспирантурах филиалов Высшей школы экономики есть отличия от столичного кампуса?
- Москва и филиалы в этом плане едины. Как я уже говорил, разработчиками собственных образовательных стандартов нашего вуза выступают представители головного кампуса, в целом же учебный процесс и научная работа максимально синхронизированы на всех площадках университета. В Вышке создана уникальная система Аспирантских школ, позволяющая поддерживать высокие требования к качеству обучения и реализации научных исследований, дающая возможность рекрутировать лучших научных руководителей. На недавней встрече с представителями аспирантских программ в Петербургском кампусе проректор С.Ю. Рощин отмечал необходимость продолжения такой формы развития в контексте научной открытости и свободного доступа ко всем преимуществам академической и образовательной среды всеми аспирантам нашего вуза. Тем не менее, требуются определенные координационные механизмы для осуществления образования в обновленном формате. Например, текущую работу осуществляют менеджеры, отвечающие за конкретные образовательные программы, а на стратегическом уровне филиал представлен комиссией по развитию аспирантуры. В эту комиссию вошло три заместителя директора и руководители различных департаментов. Возглавляет комиссию Э.Д. Понарин, руководитель Лаборатории сравнительных социологических исследований. Среди важнейших задач - развитие непрерывного трека «магистратура-аспирантура» для тех, кто стремится посвятить себя академической карьере, а также формирование аспирантских программ двойных дипломов совместно с зарубежными вузами.