• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Простых решений в логистике не бывает

В прошлом году на факультете «Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента» открылась новая образовательная программа «Логистика и управление цепями поставок», она направлена на подготовку специалистов, обладающих знаниями в области теоретических основ и закономерностей функционирования экономики, методологии логистики, теории и практики логистического менеджмента. Подробности в интервью с академическим руководителем ОП профессором Андреем Александровичем Бочкаревым.

 - Андрей Александрович, чем интересна данная программа?

- На мой взгляд, преимуществами образовательной программы является наличие логистических дисциплин на всех четырех курсах бакалавриата и оригинальных авторских разработок по базовым дисциплинам профессионального цикла. При этом мы активно применяем современные информационные и информационно-аналитические технологии, в частности, специализированные математические и статистические пакеты,  широко включаем в учебный процесс бизнес-аналитическую проблематику.  Большое количество математических дисциплин и дисциплин научно-исследовательского характера позволит выпускникам уверенно чувствовать себя как в профессиональной среде, так и при поступлении в магистратуру.

- Какие перспективы у выпускников программы?

- В 2014 году был осуществлен первый набор на образовательную программу «Логистика и управление цепями поставок». По результатам конкурсного отбора на первый курс принято 120 человек, из которых 92 студента учатся на бюджетной основе и 18 студентов – на коммерческой основе. Первых бакалавров мы выпустим в 2018 году, поэтому говорить о карьерной траектории наших выпускников преждевременно.

Выпускники смогут работать логистами и менеджерами в исполнительных органах государственной власти, в службах логистики и инфраструктурных подразделениях предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, транспортных и транспортно-экспедиционных компаниях, логистических центрах, складских комплексах и терминалах.

 - Что нового будет в программе этого года?

- Наша образовательная программа, как и любая другая, развивается и развитие ее подчинено как потребностям рынка труда, так и экономическим реалиям, с которыми сталкивается высшая школа. Поэтому если в базовом учебном плане 2014/15 – 2017/18 учебных годов в вариативной части дисциплин профессионального цикла предусмотрено три специализации, то в базовом учебном плане 2015/16 – 2018/19 учебных годов останется только одна специализация «Управление цепями поставок». При этом, возможность выбора студентом индивидуальной траектории обучения, что является одним из конкурентных преимуществ НИУ ВШЭ, сохраняется благодаря введения дополнительного профиля подготовки – майнора.

- Можно привести конкретные примеры применения, получаемых студентами знаний?

- В повседневной работе логистических подразделений различных компаний постоянно возникают текущие проблемы: приемка больших партий товара, сезонная неравномерность нагрузки на склад, претензии по срокам доставки от потребителей, простой поставщиков и многие другие. В итоге руководители склоняются к строительству новых распределительных центров, а если не вкладывают деньги в строительство, то инвестируют в существующий распределительный центр путем покупки более современного программного обеспечения, приобретения дорогостоящего оборудования для хранения товаров или обновления парка погрузочно-разгрузочных и транспортных средств. Все описанные способы – это колоссальные вложения средств, срок окупаемости которых может составлять до 10 лет, причем, учитывая современную скорость изменения рыночных условий, нет гарантии возврата инвестиций.

Существую ли какие-либо иные менее затратные способы повышения эффективности работы логистических подразделений? Безусловно, существуют, но они требуют применения сложного инструментария математического моделирования цепей поставок. Можно с уверенностью сказать, что простых решений в логистике не бывает!

Низкая эффективность работы логистических подразделений, как правило, связаны не с недостатком существующих мощностей (складов, погрузочно-разгрузочных и транспортных средств и прочего), а с низкой эффективностью их использования (неравномерностью загрузки складов, неоптимальным прикреплением потребителей к складам, неоптимальными маршрутами доставки товаров).

В НИУ ВШЭ существует такой эффективный инструмент обучения, как проектная работа. Инициаторами проекта являются преподаватели и сотрудники НИУ ВШЭ, а исполнителями – студенты. Авторами проекта могут выступать компании-партнеры НИУ ВШЭ. В частности, одним из наших партнеров является компания «АДМ», которая имеет два распределительных центра, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, а также сеть из 15 филиальных складов, расположенных в различных регионах Российской Федерации и в Казахстане. Совместно с дирекцией по логистике этой компании нами подготовлено проектное предложение «Оптимизация дислокации складов и прикрепления получателей груза к складам с целью минимизация затрат в цепи поставок компании «АДМ». В рамках этого проекта наши студенты будут комплексно решать проблему повышения эффективности цепи поставок компании «АДМ». 

- Можно рассказать о том, какими качествами должен обладать абитуриент, чтобы он не пожалел о выбранной специальности.

Мы хотели бы видеть у себя студентов, которые сделали осознанный выбор нашей образовательной программы и своей будущей профессии. Профессиональная деятельность наших выпускников связана с разработкой и оптимизацией управленческих решений в логистической деятельности предприятий различных отраслей экономики. Поэтому важнейшими видами профессиональной деятельности выпускников являются организационно-управленческая, информационно-аналитическая, научно-исследовательская и консалтинговая. Все необходимые для профессиональной деятельности знания и навыки студенты получат в процессе обучения. Но, безусловно, нужны и личные качества, которые помогут нашим выпускникам преуспеть в своей карьере. Думаю, что большого секрета не открою, если назову эти качества: целеустремленность, ответственность и трудолюбие.