Технология «совершенного заказа»
Евгений Иванович Зайцев, профессор, заведующий научной лабораторией исследований в области логистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург о том, что такое «совершенный заказ» в логистике и как его правильно рассчитать.
В практической деятельности логистических компаний, как новых структурных образований в экономике, постоянно возникают задачи и рождаются технологии нового, ранее не встречавшегося типа. Одной из таких недавно появившейся технологией, связанной с ключевой логистической функцией управления заказам, является «Совершенный заказ» (POF- Perfect Order Fulfilment), иногда называемый идеальным. Эта технология, пока еще недостаточно совершенная, все активнее используется на практике, отражая растущие требования потребителей к уровню качества услуг, оказываемых логистическими операторами. Обеспечение исполнения заказа на уровне POF становится одним из критических факторов успеха при удержании потребителей и долговременного присутствия компании на рынке логистических услуг.
Что же такое POF?
Под POF в общем случае понимается безошибочное исполнение всех операций полного логистического цикла заказа в строгом соответствии с контрактными условиями. Количество операций связано с особенностями заказов и может быть разным. На практике чаще всего используется трехфакторная модель POF, включающая своевременность доставки, укомплектованность заказа и безошибочность его исполнения.
Под своевременностью понимается доставка вовремя, в точно согласованный с заказчиком срок (delivery on time). Срок исполнения заказа может быть задан временным интервалом (time slot).
Под укомплектованностью понимается исполнение заказа в полном объеме (delivery in full) и доставка его в полностью укомплектованном виде.
Под безошибочностью понимается доставка заказанного товара без повреждений (correct condition and correct place), в том числе и упаковки, при соблюдении условий транспортировки, погрузки, разгрузки и отсутствии ошибок в товаротранспортных документах.
В целом, с безошибочностью связывают отсутствие ущерба у потребителя в том или ином виде. Главная идея POF полностью отвечает современной тенденции управления логистическими процессами в связном, интегрированном виде с использованием целой группы оценочных параметров и ориентацией на конечный результат.
Отметим одну из важнейших особенностей технологии POF – в отличие от многих других управленческих технологий она позволяет получать количественные оценки эффективности.
Актуальность темы POF несомненна.
Она напрямую связана с проблемой надежности цепи поставок, сложностью измерения показателей качества логистических операций и экономических последствий заключения контрактов на условиях POF. Не случайно POF рассматривается как одна из важнейших характеристик надежности в модели SCOR (Supply Chain Management) и инструмент синхронизации работы каналов поставок в логистической цепи. Конечно, обеспечение заявленного компанией уровня POF требует немалых финансовых вложений в изменения технологии исполнения заказов с применением новой, высокопроизводительной и точной техники нового поколения. Например, такой, как световая и голосовая технологии комплектации, радиочастотная идентификация контроля качества комплектации (RFID), нового поколения универсальных сканеров и специализированной вычислительной техники и программ для центра обработки заказов. Немалых расходов требуют и транспортные средства, как для внутренних складских операций, так и для доставки товаров клиентам. Конечно, расходы будут связаны и с телематическим (информационно-мониторинговым) обеспечением транспортировки для того, чтобы в случае необходимости иметь возможность исправления возникающих ошибок в исполнении заказов. И, тем не менее, по имеющимся на сегодня аналитическим данным реальное повышение уровня POF в логистике на 3 % обеспечивает повышение прибыли компании на 1 %. Логистическим компаниям, обеспечивающим практическое исполнение POF, также удается существенно повысить конкурентоспособность, снизить уровень запасов до 15 % и до 35 % сократить срок оборачиваемости денежных средств.
Как практически рассчитывается уровень POF?
На сегодня однозначного формального метода оценки POF не существует. По сути, это дело службы управления поставками компании, оказывающей логистические услуги. Прежде всего, не оговорен ни перечень, ни количество факторов, влияющих на оценку POF. Чаще всего рассматривают три упомянутых выше фактора. Однако имеются и другие примеры. На практике количество факторов чаще всего устанавливается самой компанией, осуществляющей поставки. Оценка POF на практике связана с определением вероятностей безошибочного исполнения операций заказа с последующим их перемножением. Например, если расчетом или в результате статистических наблюдений за тремя описанными выше операциями получено P1=0.9 (своевременность), P2=0.8 (полнота) и P3=0,7 (безошибочность), получим заявленный для потребителя уровень POF P0=0.504. То есть, боле половины заказов будет выполнено на уровне POF.
Как было отмечено, оценочная технология POF пока далека от совершенства. Однако ее востребованность практиками и несомненная эффективность открывают широкие возможности для исследований в этой области и совершенствовании методики расчета. Возможно, следующий шаг – определение и включение в контрактные соглашения требуемого уровня POF самими потребителями логистических услуг.
О других технологиях, применяемых в логистике, вы сможете узнать на магистерской программе«Стратегическое управление логистикой»