• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Берусь за то, что интересно

«Мне до сих пор немного сложно охарактеризовать свою деятельность парой фраз. Но, если кратко, то это технологическое предпринимательство с фокусом на проекты в сфере digital-маркетинга и медиа-индустрии. При этом ориентированы они обычно на глобальный рынок. Локальные истории меня не интересуют». Интервью Артема Велькера.

Сегодня мы публикуем интервью Артема Велькера (Artem Welker) - участника нового проекта Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Планируется провести серию бизнес-встреч с теми, кто стал №1 в своей области, организаторы надеются, что эти мастер-классы «без воды» будут максимально полезны участникам.

Итак, Артем, расскажи в двух словах, чем ты в основном сейчас занимаешься и над какими проектами работаешь?

На самом деле, это хороший вопрос, т.к. мне до сих пор немного сложно охарактеризовать свою деятельность парой фраз. Но, если кратко, то это технологическое предпринимательство с фокусом на проекты в сфере digital-маркетинга и медиа-индустрии. При этом ориентированы они обычно на глобальный рынок. Локальные истории меня не интересуют.

На сегодняшний день я представляю компании LikeHack Inc. и IdeaParcel. Обе, в той или иной степени, связаны с решениями в сфере контент-маркетинга и глобальных социальных сетей. Но это только 50% от того, чем я занимаюсь.

А что составляет вторая половина?

Я люблю предпринимательство, однако полный фокус на нем заставляет меня скучать. Знаешь, бывает чертовски сложно все время думать о метриках, прибыли, продажах. В какой-то момент я почувствовал, что меня попросту раздражает, когда весь паттерн окружающей тебя экосистемы образован бизнес-моделями, скрам-методологией, Agile и разработкой. Возможно, проблема кроется в том, что по природе у меня гуманитарный склад мышления, что редко встретишь в технологической среде. Поэтому для меня очень сложно создавать что-то значимое в отсутствии разнообразия, а, также, не имея возможности черпать вдохновение и идеи.

Так что, оставшиеся 50% составляют выступления, образовательные программы, помощь другим проектам. Я довольно много работаю с компаниями в США, Европе, на Ближнем Востоке. Но берусь именно за то, что интересно.

Например?

Например, было очень необычно познакомиться с Шейхом Халидом Ясином и его медиа-проектом SkyPurpose. Далеко не каждый день предоставляется возможность поработать, да, и просто пообщаться с подобными персонами.

Расскажи немного подробнее, как именно ты помогаешь проектам?

В основном это классическое менторство, либо что-то в духе Advisory Board. Зависит от того, каковы цели проекта, и насколько это интересно мне. Но обычно моя экспертиза распространяется на сферы построения органических маркетинговых каналов для глобальных проектов, а также помощь в выходе проекта на рынки США и Европы.  Кратко это можно назвать эффективным экспортом технологий и продуктов.

Откуда такой интерес именно к международным рынкам?

Это уже стало, своего рода, привычкой. В самом начале, когда в 16 лет я запустил медиа-проект HardwareTech, я понял, что зачастую наладить взаимоотношения с людьми где-нибудь в Китае, Тайване или Сингапуре проще, чем с собственным соседом или локальной компанией. Существует какая-то специфичная и непреодолимая ментальная особенность, которая не дает эффективно создавать и развивать что-либо в России.

С тех пор фокус один - международные рынки. В конечном итоге, это всегда больший охват потенциальных клиентов, больший объем рынка и возможность дороже продать свою компанию.

Я слышал, ты выступаешь в университетах. Не слишком частая практика для технологических предпринимателей в нашей стране.

В России не так много технологических предпринимателей в традиционном понимании этого термина. Они благополучно мигрируют в “теплые” места, вроде Кремниевой Долины, а теперь и на Кремниевый Берег (Silicon Beach в Лос-Анджелесе - прим. автора) – еще одну Мекку для стартаперов, правда, с более зрелыми проектами.

Что же касается моих выступлений, то это абсолютно обычная практика. В том же Гарварде постоянно выступают лидеры мнений, которые с радостью делятся тем, чему сумели научиться сами. Мне довелось даже как-то наблюдать выступление Кори Тейлора (вокалист американской группы Slipknot - прим. автора), который рассказывал студентам, как идти к своей цели. 

Расскажи более подробно, что представляет собой материал, с которым ты выступаешь, и который, кстати, ты собираешься представить в инкубаторе Высшей Школы Экономики.

Это семинар, изначально разработанный для вузов и бизнес-инкубаторов в Европе и на Ближнем Востоке. Прежде всего, это Ирландия, Голландия, Франция и другие страны, где активно развивается технологическое предпринимательство. Рабочее название – Steaky & Free (“Прилипчивый и бесплатный” - прим. автора), но в ближайшее время оно может измениться.

Моей целью было агрегировать практический опыт и те знания о маркетинге, которые позволяют большей части технологических проектов эффективно продвигаться на глобальных рынках, используя органические каналы. Говоря проще, контент, социальные сети и SEO.

Данный семинар – это Step By Step, как и что нужно делать, чтобы стать известными в США, Европе. Да, где угодно. Многие крайне недооценивают потенциал социальных сетей. Хотя, если учесть, что у нас даже представители маркетинговых агентств не знают, что такое content curation (поиск и отбор релевантного контента - прим. автора) и занимаются бессовестным воровством контента.

Вообще, российский рынок контент-маркетинга очень специфичен. В этом смысле он идет вразрез и с Европой, и даже с Южной Америкой. Он находится примерно в 2008-2010 годах, если сравнивать его с США. 

Т.е. это все будет про контент и социальные сети?

До России данный тренд еще не дошел, но, как говорит Майкл Бреннер (стратег компании NewsCred - прим. автора): “Единственный тип маркетинга, который остался, это контент-маркетинг”.  Стартап всегда находится в условиях, когда у него нет денег, но есть время. Невозможно крутить рекламу без денег, а вот писать контент и дистрибутировать его через социальные сети – можно 

Правильная публикация на TechCrunch или Forbes даст вам гораздо больше, чем любая реклама в Adwords. Подобные вещи я и пытаюсь донести до ребят. 

Правильно я понимаю, что основной фокус на полезности и практичности, причем именно для технологических проектов?

Да, но есть еще одна вещь. Знаешь, как-то после выступления ко мне подошел молодой человек и сказал: “Большое спасибо, что вы ничего не пытались нам продавать, как это делали другие”. Большая часть семинаров и конференций сегодня – это унылая попытка «втюхать» вам что-то. Это одна из причин, почему я почти не выступаю на маркетинговых конференциях. Это ужасно скучно.

Для меня же выступления - это способ исследования той или иной проблемы, нахождения решения, коммуникации и общения с разными людьми. А студенты и стартаперы - обычно очень активная и благодарная аудитория. С ними всегда интересно и приятно работать.

Так что я больше отдаю, чем беру. Я даю тонны полезной информации, которую обычно не узнаешь даже на платных бизнес-курсах или программах в бизнес-инкубаторах. От аудитории же я получаю, по большей части, положительные эмоции, а также инсайты как от участников рынка, что помогает мне в моей работе.

Мне нравится высказывание Гари Вайнерчука (американский спикер и специалист по social media - прим. автора). Он любит говорить: “Отдавай, отдавай, отдавай”. Т.е. фокусируйся на том, чтобы дать что-то кому-то, а не забрать. Это основа для построения долгосрочных взаимоотношений. И это парадигма, на основе которой я строю свою жизнь и бизнес в частности.

С чем связан подобный подход?

Когда я начинал свой путь, у меня не было ничего. Ни образования, ни денег, ни связей. Да, и, честно говоря, знакомых у меня тоже почти не было. Единственное, что было – это фанатизм и упорство. Поэтому главное, что я делал – это добивался максимума в любой ситуации и старался принести пользу тем, с кем я работаю и сотрудничаю. Постепенно это начало приносить свои плоды.

Поэтому моей валютой были не деньги, а та польза, которую ты приносишь другим. Сегодня ты кому-то помог, завтра – тебе. Это основы нетворкинга. И это также ключевой фактор для стартапов. Не так важно, сколько у вас сегодня денег, т.к. завтра их уже может и не быть. Важно лишь -  сколько в вашем окружении людей, на которых вы можете положиться. Без этого нельзя строить команды и запускать компании.

 Что, на твой взгляд, самое главное для технологического предпринимателя?

Хороший проект - это как брак. Делай то, что ты искренне любишь, с людьми, с которыми тебе комфортно.

 Чья это цитата, кстати?

Моя. (улыбается) Я частенько придумываю афоризмы. Привычка еще из журналистики. Афористичное мышление позволяет укладывать большие проблемы в емкие и понятные формы.

Какие твои планы на ближайшее время?

В ближайшее время я планирую посетить несколько стран со своими выступлениями. Знакомство с людьми в разных точках мира – это увлекательный опыт, который всегда приводит к интересным совместным проектам. Я как раз размышляю об одном таком. Кроме того, безусловно, я продолжу работу над своими текущими компаниями.

 Подготовил Артем Зоркин

Лично пообщаться с Артемом Велькером вы сможете 13 апреля в 18.20 

Место встречи:  ул. Промышленная, д. 17, ауд. 412 

Регистрация на мероприятие: https://cie-events.timepad.ru/event/192394/

Группа в ВК: https://vk.com/cie_hse