• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СМИ в гостях у Питерской Вышки

В рамках проекта НИУ ВШЭ Санкт-Петербург «Медиа Мастерская» состоялась первая открытая лекция на тему «Городское СМИ: зачем и для кого». Рассказать слушателям о том, зачем нужны городские средства массовой информации, для кого и как они пишут, пришли Владислав Бачуров, главный редактор газеты «Мой район», и Александр Горшков, главный редактор интернет-газеты fontanka.ru

В рамках проекта НИУ ВШЭ Санкт-Петербург «Медиа Мастерская» состоялась первая открытая лекция на тему «Городское СМИ: зачем и для кого». Рассказать слушателям о том, зачем нужны городские средства массовой информации, для кого и как они пишут, пришли Владислав Бачуров, главный редактор газеты «Мой район», и Александр Горшков, главный редактор интернет-газеты fontanka.ru


О  работе журналиста и «тяжелой жизни» СМИ

На первый взгляд, работать в редакции – здорово и легко: люди занимаются тем, что они любят и получают за это деньги. Но работа журналиста – это тяжелый труд в формате 24/7.

«Казалось бы, простой гражданин покупает  билет в кино, получает удовольствие от просмотра, потом делится впечатлениями со знакомыми. Журналиста же приглашают, затем он возвращается в редакцию, также делится со знакомыми и получает за этот гонорар» , - иронизировал Бачуров. – «Но с другой стороны работа журналиста не имеет временных рамок. Рабочий выключил станок - забыл про работу. Журналист же работает всегда».  

Помимо непростой работы журналистов, обсуждался и ряд проблем, с которыми сталкиваются СМИ. Не секрет, что на сегодняшний день печатные газеты вынуждены конкурировать на рынке медиа с довольно серьёзным соперником – интернет-изданиями. Однако у первых всё же есть преимущества перед «электронными коллегами». Бачуров отметил, во-первых, возможность  посылать запросы в государственные органы власти, на которые они обязаны отвечать в семидневный срок, а в случае поступления запроса лично от главного редактора – в трёхдневный. Во-вторых, это возможность судебной защиты.

«Например, недавно, – рассказывает Бачуров, - в нашей газете была опубликована информация о том, как в одно из отделений милиции забрали молодого человека и  избили, после чего он был доставлен в больницу с перитонитом. Это отделение милиции  подало в суд на нашу газету за публикацию материала. В итоге, мы этот суд выиграли».

Однако Петербургским СМИ приходится соперничать не только между собой, но и с более масштабными федеральными СМИ, дислоцирующимися в столице. По словам Горшкова, не стоит думать, что московские федеральные информационные источники сильно отличаются от петербургских по своим возможностям и уровню профессионализма. Команду «Фонтанки.ру» составляет 82 человека. В московской «Ленте.ру» работает около ста человек, «Газета.ру»  также насчитывает порядка сотни.

«Корреспондентов, которые работали в «поле», там примерно столько же, сколько у нас, а, может быть, даже меньше. Поэтому возможности московских федеральных СМИ весьма ограничены. Были и такие ситуации, когда нам удавалось некоторые федеральные новости «делать» раньше, чем им», - говорит Горшков.

К тому же, корреспондентов в столице, которые освещают непосредственно городские новости, по словам журналиста, нет вовсе. «Жутко федеральные», они не уделяют внимания самой Москве. Московские СМИ в первую очередь ориентированы на то, что происходит на федеральном уровне, а не внутри города, хотя именно это интересует москвичей.

Также была затронута и тема возможного вымирания СМИ на фоне увеличения числа блогеров.  Можно выдохнуть -  этого, по мнению Горшкова, никогда не произойдёт.

«Даже самый талантливый блогер не сможет конкурировать с полноценной редакцией по охвату тем, по качеству проработки материала, по объему контента. Блогер может быть оперативнее, блогер может обратить внимание на какую-то деталь, которую мы не видим. Для нас - это стимул для дальнейшей работы»,   – отмечает Горшков.

Одной из ключевых тем, затронутых на лекции, стала активно обсуждаемая в журналистских кругах история «интернет-троллей», массово оставляющих определённого характера комментарии под различными постами в интернет-ресурсах. Оказалось, что нашумевшая история, ещё не успела выйти за пределы профессионального круга и проникнуть в массовые аудитории. Почему это важно? Зачем об этом говорить? И как это относится к теме городских СМИ? Нужно было расставить точки над «i», за что и принялись приглашенные докладчики.

Летом 2013 года в результате журналистского расследования выяснилось, что в пригороде Петербурга существует центр, так называемое ООО «Интернет-исследования», насчитывающий сотни работников, задачей которых является написание тысячей прославляющих Россию комментариев на разных интернет-ресурсах. При этом полем их «профессиональной» деятельности  становятся как русскоязычные, так и зарубежные информационные источники – уровня иностранного языка у господ «троллей» хватает. Большим количеством комментариев, пишущимся по определённым шаблонам, «тролли» задают повестку дня, которая и откладывается в голове обывателя.

«Есть мнения о том, что эта система не очень эффективна, но они являются ошибочными. Когда читатель видит некий единичный комментарий, он может с ним не соглашаться. Но когда он видит много таких комментариев,  он начинает думать «Может, я ошибаюсь?», «Может быть, вот она правильная точка зрения?». Таким образом, у пользователей интернета формируется определенный взгляд на вещи, поэтому система эта, безусловно, эффективна», – утверждает Горшков.

Стоимость функционирования подобной «машины» достигает космических сумм. Если в редакции «Моего района» предположили, что это обходится примерно в 20 млн. рублей в месяц, то Горшков предлагает эту немаленькую сумму умножить, как минимум, на два. И если «Фонтанка», например, зарабатывает эти суммы и знает, откуда они берутся, то здесь же дело другое: все деньги, распределяющиеся между участниками данного проекта - из конвертов.  Подробнее о том, за что именно получают деньги сотрудники центра, а также о самой теме интернет-троллинга можно узнать в материалах, ранее опубликованных в «Моем районе» и на «fontanka.ru».

Как формируется повестка дня?

Помимо серьёзных и не очень соперников, существует проблема столкновения независимых средств массовой информации с финансовыми трудностями из-за отсутствия постоянного инвестора.

«Вся наша бухгалтерия является абсолютно белой», – добавляет Горшков. -  «Далеко не все СМИ, да и бизнес в России может позволить себе работать «вбелую». Мой район зарабатывает самостоятельно, «Фонтанка» тоже. А так как зарабатывать деньги непросто, то нам в этом плане сложнее».  

Если в финансовом плане независимые СМИ могут быть несколько ограничены, то выборе информации для материалов - рамок  практически нет. Умеющие зарабатывать деньги самостоятельно, не зависящие от определенного человека, компании или государственной структуры, они сами выбирают темы, и продиктовать им, что и как писать, достаточно тяжело. 
За официальной повесткой дня такие издания, как «Фонтанка» и «Мой район», не стремятся. Читателю вряд ли будет интересно всё, что предлагает власть. Новости черпаются из наблюдений сотрудников редакции, обсуждений журналистами того, что интересного они сами узнали за последнее время. Если получилось зацепиться за что-нибудь интересное и неочевидное – доберутся до правды, пусть даже посредством длительных расследований. И несмотря на то, что публикация подобным образом выуженной на поверхность информации устраивает не всех читателей.

 «Мне десятки раз звонили серьезные мужчины и спрашивали: «Сколько?» -поделился Горшков. – Так и не договорились».

Рассказывая о самых читаемых темах за полгода, Горшков поведал и о приятном для себя открытии:  в «топе» было 3-4 интервью с экономистами и учёными, касающиеся происходящего в стране. На первом месте за последние шесть месяцев - интервью с научным руководителем НИУ ВШЭ Евгением Ясиным, которое прочитали около 217 тысяч человек. Также среди популярных материалов, собравших множество комментариев и перепостов в социальных сетях, были интервью с Зубовым, Арбатовым и другими профессорами НИУ ВШЭ. «Вот, что сейчас действительно интересует нашу аудиторию!»- отметил Горшков.

В конце лекции слушатели задали свои вопросы спикерам. Молодого человека, приехавшего из Белоруссии, интересовало, есть ли в сообществе российских журналистов чувство солидарности подобное тому, какое наблюдается у их белорусских коллег. Горшков кратко отметил, что солидаризироваться практически не с кем, а с правительственными ресурсами  - не хочется. Несмотря на явно ироничный ответ, журналист отметил, что этот вопрос на самом деле довольно серьезен, ведь в последнее время участились угрозы, предъявляемые журналистскому сообществу, воплощающиеся в ужесточении законодательства и накладывании  серьезных ограничений на деятельность СМИ и на их возможности поставки информации аудитории. 

Студента факультета менеджмента НИУ ВШЭ Назара Ниязметова интересовало мнение журналистов о прошлогоднем скандале в «Ленте.ру», а именно увольнении главного редактора Галины Тимченко и последующем добровольном уходе большей части редакции. Также прозвучал вопрос первокурсника об отношении к платному контенту.
«В планах у нас такое есть – предпримем попытку сделать часть контента платной. Это будет происходить уже ближе к осени, так как в конце весны мы собираемся перезапустить «Фонтанку». У нас сейчас идёт завершающая стадия разработки новой версии, глубокий редизайн. Мне кажется, получается хорошо и интересно, и после того, как перезапустим, мы подумаем насчет утилизации контента. Нужно диверсифицировать источники дохода», - поделился Горшков.
 «Мы тоже переделываем сайт, но он будет открытым всегда» –добавил Бачуров. «Однако мы также рассматриваем возможность запуска платных сервисов».  

Подготовила Ксения Бурко