• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория аргументации и академическое письмо

В департаменте социологии состоялся рабочий семинар «Инновации в образовании: теория аргументации и академическое письмо». Цель семинара – поделиться опытом и обсудить новые методики преподавания курсов, связанных с развитием навыков критического мышления, аргументированного письма и представления эмпирической информации.

В департаменте социологии состоялся рабочий семинар «Инновации в образовании: теория аргументации и академическое письмо». Цель семинара – поделиться опытом и обсудить новые методики преподавания курсов, связанных с развитием навыков критического мышления, аргументированного письма и представления эмпирической информации.

С этого академического года на большинстве образовательных программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в различных вариациях читается курс «Теория аргументации и академическое письмо». Кроме того в этом году была обновлена программа курса логики, которая теперь учитывает современные подходы к преподаванию теории аргументации. Преподаватели, вовлеченные в этот процесс, поделились своим опытом, обсудили сильные и слабые стороны программ. 

Аргументировать позицию, оценивать доводы и анализировать данные – ключевые компетенции, востребованные вне зависимости от сферы профессиональной деятельности выпускника. Развитию новых методик обучения компетенциям данного блока уделяется значительное внимание в ведущих университетах мира. В то же время российская традиция обучения общим компетенциям (или soft skills) представляется относительно слабой. Достаточно заметить, что вместо курса по теории аргументации (критическому мышлению) часто читается формальная логика, а курс академического письма обычно является инициативой отдельных преподавателей. На факультете социологии петербургского кампуса курс «Академическое письмо» читается вот уже несколько лет. В этом году этот опыт был распространен на разные образовательные программы кампуса.

Максим Демин и Сергей Левин рассказали о своем опыте адаптации современных стратегий преподавания неформальной логики и критического мышления в курсе логики. Благодаря этим изменениям студенты получили возможность на качественно ином уровне развить навыки ясного и аргументированного письма. Модернизация программы осуществлялась в рамках инициативного образовательного проекта (ИОП) «Проблемно-ориентированный подход: формирование исследовательских компетенций в образовательном процессе» (НИУ ВШЭ - Москва).

Опытом совместного преподавания курса «Теория аргументации и академического письма» (ТАиАП) на образовательных программах по политологии и менеджменту поделились  Андрей Лаврухин, Влада Баранова и Кирилл Маслинский. В этом новом проекте преподаватели попытались совместить обучение критическому мышлению, представлению результатов эмпирических исследований и навыкам аргументированного письма. Коллеги констатировали успешный запуск программы, однако отметили, что в следующий раз для улучшения эффективности курса необходимо продумать возможность для студентов сделать общий итоговый проект. Кроме этого, необходима балансировка соотношения лекционных и семинарских занятий. Сейчас в плане стоит больше лекций, чем семинарских занятий, однако работа по развитию навыков требует не столько освоения теоретического материала, сколько большого объема практической работы со студентами.

Умение понять и представить количественные данные – один из важнейших аспектов обширного класса эмпирических исследований. Развитие новых технологий делает наличие современных курсов по представлению данных совершенно необходимым. В осеннем семестре помимо блока по анализу данных в курсе «ТАиАП», прочитанного Кириллом Маслинским, был реализован еще один проект. В рамках НИСа первого курса образовательной программы по экономике Алексей Куприянов разработал и провел модуль по анализу и визуальному представлению количественных данных. В рамках этого модуля студенты осваивали язык визуальной презентации и подготовку годных к публикации иллюстраций в среде статистического программирования «R».

Заключительным выступлением стал доклад Натальи Смирновой о подходах к обучению письменной речи, распространенных в американских университетах. Она рассказала о концепции Writing across curriculum (WAC) - комплексе письменных заданий, элементы которого можно внедрить в курсы на всех уровнях образовательных программ. Главное внимание в презентации было уделено методикам обучения письму на английском языке. Представляется, что методики обучения письму на английском языке могут быть перенесены и адаптированы к обучению на русском. Билингвистическая координация курсов, направленных на формирование навыков аргументативного и академического письма, - актуальная задача, стоящая перед высшим образованием стран, имеющих собственную богатую академическую традицию.

Реализация подхода Writing across curriculum может существенно повысить качество образования. За тем, как работает данный подход, наблюдал во время свой недавней стажировки в университет Дюка (США) Максим Демин. Он рассказал об установленных контактах с «Центром письма» этого университета, отвечающим за разработку и координацию программ, нацеленных на формирование компетенций по академическому письму. В качестве первого этапа партнерских отношений Денис Комер - директор программы по обучению письму студентов первого года обучения поделилась материалами по организации и управлению образовательными продуктами центра письма

В ходе последующей дискуссии обсуждались стратегии по развитию исследовательских компетенций у учащихся всех образовательных программ нашего кампуса. Было принято решение провести следующий семинар в более широком кругу, пригласив заинтересованных преподавателей, специалистов по учебно-методической работе и, что особенно важно, представителей образовательных программ.

 

Подготовил Максим Демин