• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мобильные пенсии выведут трудовых мигрантов из тени

«Снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕЭП и ЕАЭС не будут действовать без социальных гарантий, а эффективное функционирование общего рынка труда так и останется недостижимым идеалом», – подчеркиваютавторы исследования «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ».

Трудовой мигрант на территории СНГ уязвим в пенсионных правах. Страна, где он работает, не заботится о его старости, а страна, где он живет, не учитывает трудовой стаж за границей. Решить проблемы пенсионного обеспечения мигрантов сможет мобильная пенсия, отметили сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), принимавшие участие в исследовании «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ»

В последние десятилетия во всем мире растет число мигрантов. При этом СНГ является лидером по миграции на евразийском континенте. Так, только по официальным данным ФМС РФ, в феврале 2014 года в России насчитывалось 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн – с Украины, 1 млн – из Таджикистана, по 600 тысяч – из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч – из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тысяч – из Беларуси. По неофициальным оценкам, численность трудовых мигрантов в России составляет 5-6 млн человек, что составляет примерно 7% от общего числа занятых в России.

Уже в 2012 год отношение переводов денежных средств трудовых мигрантов к ВВП для Таджикистана и Кыргызстана составляло 48% и 31% соответственно. По данным Всемирного банка, Таджикистан, Кыргызстан, Армения и Молдова вошли в десятку мировых лидеров по объему денежных переводов по отношению к ВВП в 2012 году. При этом треть въезжающих в РФ мигрантов – это люди предпенсионного и пенсионного возраста, свидетельствует статистика ФМС.

Сейчас человек, работающий в другой стране, рискует либо совсем остаться без пенсии, либо получать лишь ее минимальную базовую часть.

Евразийский банк развития и Всемирный банк провели исследование «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ». В нем эксперты, среди которых сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследований (Санкт-Петербург) НИУ ВШЭ Татьяна КарабчукВероника КостенкоАнна Алмакаева и Наталья Соболева, проанализировали национальные пенсионные системы шести стран: России, Беларуси, Казахстана, входящих в Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), а также Кыргызстана, Армении и Таджикистана, интегрирующихся в рамках ТС и ЕЭП и формируемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ученые также оценили перспективы внедрения в регионе эффективных механизмов, призванных решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. По результатам исследования была издана книга «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ».

 

Пенсионные системы существенно отличаются

Пенсионные системы рассматриваемых стран существенно различаются, выяснили авторы исследования. Так, например, в России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом. В Беларуси работает одноуровневая солидарная схема. Возраст выхода работников на пенсию также везде разный. В России и Беларуси он самый низкий – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В Таджикистане и Кыргызстане он на три года выше и составляет 58 лет и 63 года соответственно. В Армении претендовать на выплату пенсии могут мужчины и женщины в возрасте от 63 лет. В Казахстане, согласно принятому в июне текущего года закону «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет. Значительно варьируются величина и источники отчислений в пенсионный фонд. Так, в России совокупный размер отчислений в Пенсионный фонд составляет 22% от фонда оплаты труда (ФОТ). Никаких вычетов из заработной платы работника не предусмотрено. В Беларуси ставка выше и составляет 29%. При этом 28% платит работодатель от ФОТ, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15% и 10%, а в Таджикистане – 25% и 1%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в пенсионный фонд является работник, который платит 10% из зарплаты. Законодательством также предусмотрены и обязательные профессиональные отчисления для отдельных категорий работников в размере 15% от ФОТ. Однако эту норму нельзя считать общепринятой. Армения — единственная из рассматриваемых стран, где пенсионные взносы частично финансируются из госбюджета.

Учитывая все выявленные различия в пенсионных системах, авторы исследования делают вывод о необходимости координации пенсионных систем. «Снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в трудовой миграции между странами ЕЭП и ЕАЭС не будут действовать без социальных гарантий, а эффективное функционирование общего рынка труда так и останется недостижимым идеалом», – подчеркивают они. Координирующий подход к правилам начисления пенсий предполагает, что начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Таким образом, пенсионный фонд одной страны получает трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда другой страны, в которой работал этот человек. Компенсации (перечисления) между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных за рубежом лет.

 

Мобильность пенсий – путь к цивилизованной миграции

Мобильность пенсий должна стать неотъемлемой частью свободы передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда ЕАЭС и согласованной социальной политики, отметили эксперты. Формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может быть шагом к сокращению нелегальной трудовой миграции и развитию системы цивилизованного найма на работу иностранцев.

В макроэкономическом смысле мобильные пенсии позволят повысить эффективность использования рабсилы и также глобальную конкурентоспособность ЕЭС.

Единое пенсионное пространство защитит мигранта

Существует два решения при создании общего пенсионного пространства, подчеркивают авторы исследования.

Первое решение предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Там пенсия начисляется и выплачивается той страной, где проживает человек, обратившийся за выплатой. Однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты, при этом соблюдается справедливость выплат, в зависимости от размера пенсионных отчислений индивида и уровня его зарплаты.

Такой вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим законодательством той страны, где живет человек, обратившийся за выплатой. Но в случае, если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат остаться там по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий будет лежать на этих странах. В СНГ нагрузка по выплатам увеличится, прежде всего, на Россию и Казахстан.

«Мы считаем это решение неприемлемым для ЕАЭС. Для того чтобы исключить излишнее давление на пенсионные фонды России и Казахстана, предлагается второй вариант», – утверждает Карабчук.

Второе решение предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Этот вариант подразумевает частичные заимствования из опыта Евросоюза и адаптацию под специфику стран формируемого ЕЭС и региона СНГ в целом.

Нужно создать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах, объяснили эксперты. То есть между пенсионными фондами необходимо наладить эффективную коммуникацию для быстрого обмена информацией и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран, что является основным отличием от первого варианта. Начислять пенсию и делать выплаты должен пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Но при этом фонд получит трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда страны, в которой работал человек. Суммы компенсаций между фондами должны быть пропорциональны количеству отработанных человеком в этой стране лет.

Формальная занятость вслед за пенсией

Появление мобильных пенсий должно привести к сокращению неформальной занятости, уверены авторы исследования. Кроме того, это позволит формализовать заработки мигрантов, сократить социальную напряженность, будет способствовать дополнительному притоку отчислений в пенсионные фонды стран СНГ и способствовать экономической интеграции стран ЕАЭС.

Пока вызывает опасения сложность расчетов и трудоемкость вычисления пенсионного вознаграждения из-за больших различий в пенсионных системах стран СНГ. Однако эксперты уверены: все эти проблемы вполне поддаются решению. «Как показывает пример Евросоюза, система общего пенсионного пространства хорошо функционирует в странах с разными системами подсчета пенсионных выплат и разным пенсионным возрастом», – говорится в исследовании.