• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моя задача - помочь им обрести уверенность в том, что они уже умеют

Доцент кафедры гуманитарных наук факультета социологии Гаррис Рогонян учит студентов бакалавриата логике и философии. За это они отдали ему свои голоса на выборах лучшего преподавателя, которые проходили в петербургском кампусе НИУ ВШЭ в конце учебного года.

Доцент кафедры гуманитарных наук факультета социологии Гаррис Рогонян учит студентов бакалавриата логике и философии. За это они отдали ему свои голоса на выборах лучшего преподавателя, которые проходили в кампусе в конце учебного года.

- Во время «Логики» ничему новому я студентов не учу. Исхожу из того, что они уже все знают. Умно говорить они все умеют, иначе бы не поступили в Вышку. Цель моего курса – вселить им уверенность в том, что любое утверждение, даже если оно ошибочное, можно проверить. Есть разные способы для этого. И нужно не сомневаться в себе, а проверять. Главным результатом прохождения курса «Логики» становится уверенность в том, что и как ты говоришь. То, что они знают и умеют уже на момент поступления в Вышку, только сейчас это более отчетливо артикулируется. То есть логика – это закрепление и развитие тех навыков, которые у них уже есть.

- А каким образом Вы их этому учите?

К решению этой задачи существует несколько подходов. Есть какие-то формальные вещи, которые я начитываю: термины, структуры и способы их поиска. Студенты должны уметь их вычленять из речи, из текстов и расчетов. А когда для них это становится очевидным, то все эти силлогизмы перестают вызывать недоумение. Когда студенты совершают логические ошибки, они часто сами себя поправляют, видя, какая из структур была деформирована, где и почему возникла ошибка. Так они переходят к практике применения логики.

- Какова практическая часть курса?

На парах мы разбираем множество практических примеров. Теория и практика в большей части курса идет вперемежку, после начитки формальной части логики, разделять их становится сложно. Мы разбираем примеры употребления разных умозаключений в литературе, жизни и т.п., когда они нам непосредственно встречаются.

- Чему учат бакалавров на «Философии»?

У этого курса нет такой четкой структуры, как у «Логики». «Логика» в целом больше похожа на математику, нежели на гуманитарную дисциплину. А изучение философии студентами во многом зависит от преподавателя. У всех преподавателей нашей кафедры есть общая программа, которой мы пользуемся. Но и одну и ту же программу можно по-разному преподавать. Темы, которые мы обсуждаем со студентами, примерно одинаковые для всех факультетов. Курс «Философия» - это продолжение и развитие курса «Логика», поэтому сначала мы преподаем «Логику», а потом уже «Философию». На втором курсе студенты как раз учатся применять на практике навыки, развитые на первом курсе. Курс по философии построен так, чтобы дать базовые знания студентам, не специализирующимся в этой науке.

- Вы читаете философию и для бакалавров, и для магистратов, и для аспирантов? Есть ли разница в подходе к преподаванию, в зависимости от аудитории?

С бакалаврами сложнее, чем с магистрами и аспирантами, потому что люди, которые уже получили высшее образование, знакомы с системой обучения изнутри, они предсказуемы. А предугадать, что заинтересует бакалавров-первокурсников, очень сложно. К ним нужен совершенно другой подход.

Есть специальные приемы, когда читаешь лекцию или ведешь семинар, и выбор того или иного приема зависит от аудитории, ее настроения в конкретный момент времени. Это как журналист во время беседы чувствует, что сейчас не лучшая ситуация для шуток, и он не шутит. Общение лектора с аудиторией – это живая беседа, и выбор той или иной фишки определяется ситуацией. Мне, наверное, было бы трудно вести онлайн-курсы, потому что мне важна беспрерывная обратная связь из аудитории, нужно видеть глаза слушателей и то, как они реагируют на поступающую информацию.

- Есть ли у Вас собственный кодекс преподавателя?

Никакого специального кодекса нет. Есть общие принципы, которые придерживаются все преподаватели. Например, относиться уважительно к студентам и коллегам, работать качественно и тому подобное. Вне зависимости от факультета и курса, на котором ты преподаешь, делай свое дело хорошо.

- Как Вы думаете, почему Вас выбрали преподавателем года?

Во-первых, я думаю, что это связано с тем, что я преподаю на разных факультетах и в основном у первокурсников, которых, в принципе, больше, чем остальных студентов. Кроме того, я веду дисциплины, которые считаются общеобразовательными, студенты их осваивают без особых трудностей, и изучают их все группы. А есть очень талантливые преподаватели, которые ведут какие-то специальные дисциплины на немногочисленных третьем и четвертом курсах, причем только у некоторых групп. Поэтому количество студентов, проголосовавших за них, существенно меньше. Во-вторых, понравиться первокурсникам – это не так уж и сложно. После школы их очень многое восхищает в университете, но со временем они к этому привыкают. Мне кажется, лучше опрашивать выпускников, вот их оценка была бы более объективной.

Подготовили Татьяна Чернова, Мария Жаркова