Чем больше работаешь, тем лучше становишься
Впервые в этом году в петербургском кампусе прошли выборы лучшего преподавателя. 66,1% составила явка студентов Питерской Вышки, которые проголосовали за любимого преподавателя. Одной из лучших стала Яна Николаевна Крупец, доцент кафедры социологии, которая рассказала, почему студенты не спят на ее лекциях, и какими качествами должен обладать хороший преподаватель.
Впервые в этом году в петербургском кампусе прошли выборы лучшего преподавателя. 66,1% составила явка студентов, которые проголосовали. Одной из лучших стала Яна Николаевна Крупец, доцент кафедры социологии, которая рассказала, почему студенты не спят на ее лекциях, и какими качествами должен обладать хороший преподаватель.
- Как, на Ваш взгляд, должны работать преподаватели, чтобы заинтересовать студента?
Это сложный вопрос. Мне кажется, несколько вещей важно. Говоря о предпосылках, первая - чтобы предмет был интересен самому преподавателю. То есть легче заинтересовать тем, что интересно тебе. И вторая - компетентность, то есть когда ты разбираешься в теме и можешь говорить свободно. Это позволяет оторваться от написанных текстов. Что касается самого процесса преподавания…наверное это зависит от аудитории, с которой работаешь: для кого-то интересно наличие визуальных материалов, для кого-то – наличие эмпирических кейсов, которые позволяют приблизить к жизни то, что рассказывается лекционно. Вообще мне кажется, что смена форматов и разнообразная подача материала тоже помогают превратить монотонные лекции в более живой разговор. Ведь важно общаться со студентом. Такой идеологический характер позволяет «включаться» как ему, так и самому преподавателю.
- Какое основное отличие хорошего преподавателя от плохого?
Для начала хороший преподаватель умеет объяснить то, что он говорит так, чтобы это стало понятно. Это довольно сложно. Также хороший преподаватель (я сейчас не по отношению к себе, а скорее к людям, которых считаю хорошими преподавателями) - это талант, определенное ораторское искусство, умение зажечь аудиторию. Это преподаватель, который умеет слышать своего студента, с одной стороны. С другой, это человек компетентный, который может посоветовать, проконсультировать, дать какие-то необходимые ответы. И, конечно, не выстраивает свою доминирующую позицию перед студентом, когда это не нужно.
- Есть ли у Вас своя особая методика преподавания?
Не знаю… (смеется). Какой-то особой, наверное, нет. Но мне интересны студенты, и я к ним очень уважительно отношусь. Так возникает определенное партнерство. И опять же я стараюсь, чтобы материал был мне интересен. Даже если рассказываю его несколько раз, пытаюсь найти что-то новое: примеры, материалы - чтобы и мне не было скучно. Это помогает.
- Есть ли у преподавателя «кодекс чести»?
Наверное, есть. Для меня одни из важных его положений воплощаются в том, что я никогда не позволю себе оскорблять студентов, и, скажем так, пренебрегать ими. В этот «кодекс» еще можно занести пункт «работать на полную отдачу, независимо от того, как ты себя чувствуешь, и что с тобой происходит». В этом смысле это не столько кодекс, сколько показатель профессионализма.
- Какой Ваш курс пользуется наибольшей популярностью у студентов?
Я читаю сейчас достаточно много экономической социологии для студентов разных факультетов и курсов, но сам курс схожий. И также веду НИСы (научно-исследовательские семинары – прим.ред.). Еще практика по социологии есть, но это отдельный формат. Я надеюсь, что как раз экономическая социология, которая для меня является основным предметом, нравится… кому-то… Понятно, что нельзя нравиться всем, и я не ставлю себе задачи, чтобы все студенты любили экономическую социологию, потому что я понимаю, что это специфично. Но надеюсь тем, кто заинтересован, мой курс дает необходимую информацию.
- Как вы отнеслись к процедуре выборов лучшего преподавателя и ее результатам?
Я слышала, что такая процедура проводится в Москве уже несколько лет, и очень приятно, что теперь она есть и в Петербурге. Как это было организовано и происходило технически, я, к сожалению, не знаю. Только видела афиши и узнала результаты, которые оказались очень неожиданными. Я не думала, что получу этот статус. Конечно, это очень приятно и волнительно, ведь это - важный «фидбэк» со стороны студентов.
- И последний, но важный вопрос: как стать лучшим в своем деле?
Какие философские у вас вопросы… (смеется). Я считаю, что надо много работать. Независимо от сферы деятельности. Я придерживаюсь мнения «чем больше работаешь, тем лучше становишься».
Подготовила Ксения Бурко