Противоречивая молодежь
Журналисты с социологами разбирались в топонимике молодежных гражданских активностей. 9 июля в кампусе Высшей школы экономики состоялась пресс-конференция Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, посвященная завершению российского этапа сбора и анализа данных международного проекта «MYPLACE: Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement».
Журналисты с социологами разбирались в топонимике молодежных гражданских активностей. 9 июля в кампусе Высшей школы экономики состоялась пресс-конференция Центра молодежных исследований (ЦМИ), посвященная завершению российского этапа сбора и анализа данных международного проекта «MYPLACE: Memory, Youth, Political Legacy And Civic Engagement».
Проект стартовал в 2011 году и охватил исследовательской сетью 14 стран Европы: Великобританию, Данию, Латвию, Эстонию, Финляндию, Германию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Португалию, Испанию, Грецию, Грузию и Россию. Несмотря на то, что данные были собраны два года назад, только сейчас завершен этап анализа и получения первичных материалов. Публикация результатов запланирована на будущий год.
Проект был реализован при поддержке крупнейшего фонда European Union's Seventh Framework. Основной целью стало картографирование спектра гражданских активностей молодежи. Благодаря международному характеру исследования проект позволяет сопоставить данные и выявить общие черты и различия, проанализировать международные и транснациональные связи, исследовать роль локальной и национальной исторической памяти в современной молодежной активности.
Данные в каждой стране собирались сразу в двух локациях, в России такими территориями стали район Купчино в Санкт-Петербурге и город Выборг. Всего опрошено 1200 человек по случайной выборке, проведено 61 интервью с людьми от 16 до 25 лет.
«Нам было интересно понять, каким образом интерпретирует и фиксирует историческую память молодое поколение, - раскрыла перед журналистами цели исследования директор ЦМИ Елена Омельченко, - как в контексте национальных государств присутствует общая история, как влияет тоталитарное прошлое на молодежь, как трактуется и через какие каналы передается историческая память». Во всех исследуемых странах все институты, отвечающие за передачу исторической памяти и национальные дискурсы, в той или иной степени политизированы. Воспоминания о Первой и Второй мировых войнах выступают как основа формирования национальной идентичности даже в странах, где эти войны не стали частью трудного прошлого. Исследователи делают ввод, что социальная память сильнее политической: семейная история как инструмент привития исторической памяти работает намного эффективнее, нежели государственные институты, а политизация истории вызывает лишь различные, далеко не планируемые, реакции на прошлое у молодежи.
В рамках проекта также проводились межпоколенческие интервью людей от 16 до 78 лет. В семейных воспоминаниях о прошлом всегда есть место для историй из настоящего, это всегда история отношений. И тут выявилась российская специфика, когда в сознании молодежи конструируется «история без настоящего», остановившаяся на дедушках-бабушках, переживших войну, поднимавших целину, строивших БАМ, запускавших в космос спутник. Родители, чья история составляет «лихие 90-е», ничего не пережившие и построившие, не «производят впечатления». Для возникновения поколенческого сознания, истории, - говорит профессор Омельченко, - необходима общая платформа, событие, способное обратить внимание молодежи на историю, поиск собственных интерпретаций. В этом смысле события на Украине могут стать такой платформой.
Исследование показало противоречивость оценок собственной позиции у молодых людей. Большинство из них называют себя демократами, но при этом говорят о необходимости «твердой руки» и отказывают женщинам в равных правах, отстаивают либеральные ценности в экономике и чувствуют себя государственниками в политике. Количественный опрос показал, что 41% опрошенных в Купчино и 51% - в Выборге не знают фамилии Министра иностранных дел. Но более глубокий анализ показывает о том, что молодые люди более информированы, чем кажется, основным источником новостей для них являются социальные сети.
В конце встречи с журналистами молодые исследователи Центра представили свои кейсы, содержащие включенное наблюдение неформального правоцентристского движения «Русская пробежка», государственных учреждений по патриотическому воспитанию («Все дома») и радикального движения «Анархисты». По двум из этих кейсов сняты документальные социологические фильмы, которые желающие смогут найти на сайте Центра молодежных исследований.
Подготовила Татьяна Чернова, фото Ивана Мальцова