Голландские уроки толерантности
Почему нам важно знать об отношении к «другим» в Голландии XVII века? С чем связана религиозная терпимость во время Голландского Золотого века? 3 июля в рамках проекта « Университет, открытый городу» Мартин ван Гельдерен, профессор Университета Геттингена, выступил с публичной лекцией в Санкт-Петербурге, в Музее истории религии.
Почему нам важно знать об отношении к «другим» в Голландии XVII века? С чем связана религиозная терпимость во время Голландского Золотого века? 3 июля в рамках проекта «Университет, открытый городу» Мартин ван Гельдерен, профессор Университета Геттингена, выступил с публичной лекцией в Санкт-Петербурге, в Музее истории религии.
В своей лекции «Рембрандт, Гроций и Менаше: подходы к религиозной толерантности во время Голландского Золотого века» Мартин ван Гельдерен исследует эти личности не как гениальных деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие культуры своей страны, а как живых людей в своей живой эпохе. Будучи представителем Кембриджской школы интеллектуальной истории, ориентированной на изучение дискурса, в рамках которого было создано то или иное произведение, профессор ван Гельдерен пытается реконструировать ход мыслей этих людей, обстоятельства, в которых они жили, их повседневность.
Три истории: о художнике, о юристе, об издателе.
«Голландцу заниматься Рембрандтом – это все равно, что русскому заниматься Пушкиным, а англичанину Шекспиром, всегда найдется кто-то кто покрутит тебе у виска», - пошутил в своем ответе на один из вопросов профессор ван Гельдерен. Но у историка были политические причины для того, чтобы заняться этой темой. В Голландии, как, впрочем, и в других европейских странах в последнее время усиливаются позиции новых правых, и для него важно показать этническое разнообразие голландцев. Расцвет Нидерландов в конце XVI века во многом связан с переносом евреями-сифардами технологии обработки алмазов. Общая терпимость только что скинувших с себя испанское ярмо голландцев, и ставшая столь привлекательной для тысячи активных мигрантов, стремившихся учиться и работать, стала основой их Золотого века.
На картинах Ре́мбрандта Ха́рменса ван Рейна мы можем видеть синагогу, множество иудейских типажей. Возможно, для художника, родившегося в Еврейском квартале и жившего среди евреев, изображение этих людей было столь же естественным, как и представителей другой этничности, а может быть, будучи протестантом, почитающим Ветхий завет, он видел в них образы библейских героев.
Апологет христианства Гуго Гроций, мыслитель, юрист и математик, в своей знаменитой книге «О правде христианской религии», анализируя иудаизм, приходит к выводу о том, что каждый человек вправе верить в то, во что он хочет. Гроций подробно обосновывает превосходство христианской веры, но признает, что иудаизм является основой христианства. В свою очередь сочинения еврейского мыслителя Менаше Бен-Исраэля были рассчитаны на христианского читателя, в них он стремился представить иудаизм в близкой для христианина форме.
Мартин ван Гельдерен не говорит прямо о том, что истоки современной толерантности были заложены 400 лет назад в Нидерландах, скорее он рассуждает о том, почему важна религиозная терпимость, как она влияет на экономику, культуру, развитие страны.
Справочная информация
Мартин ван Гельдерен (Prof. Dr. Martin van Gelderen) директор Лихтенбергского Коллега, профессор университета Геттингена. В прошлом профессор факультета истории и цивилизации в Европейском университете во Флоренции (Италия). Представитель Кембриджской школы в интеллектуальной истории. Научные интересы профессора ван Гельдерена: интеллектуальная история XVI -XVII вв., в особенности в Голландии; республиканская традиция в политической философии; новоевропейские теории религиозной толерантности.
Подготовила Татьяна Чернова