• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Польская матрица

Изучая татарскую историографию, я обратил внимание на схожесть ее сюжетов с мотивами, принятыми в русской историографии. К примеру, если описывались междоусобицы русских князей, то ужасы войны при этом в наших учебниках опускались. Другое дело, когда приходили половцы (предки, к слову, нынешних татар)

Польская матрица

Автор – Эдуард Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Изучая татарскую историографию, я обратил внимание на схожесть ее сюжетов с мотивами, принятыми в русской историографии. К примеру, если описывались междоусобицы русских князей, то ужасы войны при этом в наших учебниках опускались. Другое дело, когда приходили половцы (предки, к слову, нынешних татар), вот здесь уже красок не жалели, живописуя гибель людей и грабеж городов. Примерно то же самое можно наблюдать и в татарских учебниках истории. Когда приходил монгол Бату-хан (с государством которого татары чувствуют преемственность), то он просто «взял» столицу Булгарского царства (тоже предшественника нынешнего Татарстана), а вот то же самое действие Ивана Грозного оказалось в татарской истории наполненным подробными описаниями бедствий и жестокостей. Так татарский национализм отражает русский национализм. Пребывая долгие годы в зависимости от более сильной державы, подчиненный народ вбирает и усваивает ее культурную матрицу.

Наблюдая непримиримость украинцев друг к другу – не только западных и восточных, но и распри между их прозападными политиками – невольно начинаешь проводить параллели с польской политической историей XVII-XVIII веков. Этот период сопровождался непрерывными восстаниями православных людей, лишенных гражданских прав. Гордые польские шляхтичи не желали признавать их ровней себе, даже если те были на военной службе Речи Посполитой. На границах стоят войска чужих стран, независимость утекает сквозь пальцы, полным ходом идет разрушение хозяйственной жизни, а шляхта сосредоточена на внутренних разногласиях вместо того, чтобы договариваться и объединяться ради сохранения страны.

Украина, особенно правобережная ее часть, долгое время была в составе Польши. Несмотря на то, что Польша теряла в постоянных мятежах свои силы и земли, а украинцы жаждали интегрироваться в Речь Посполитую, признавая привлекательность и превосходство ее культуры, поляки в своей жажде крови диссидентов (диссидентами в римско-католической Польше назывались представители иных христианских конфессий) остановиться уже не могли. Польша тем временем сползала в небытие.

Не отрезвили гордых поляков даже екатерининские гвардейцы, с помощью которых русская императрица продавила в Сейме равноправие для православных, греко-католиков (униатов) и протестантов. При негласной поддержке Франции сторонники защиты польской самостоятельности от России, одновременно являвшиеся противниками равноправия диссидентов и ограничения власти магнатов, создали на юге Польши Барскую конфедерацию. Ее участники продолжили свою непримиримую борьбу за чистоту веры, что в итоге привело к восстаниям гайдамаков и польских холопов, и, как следствие, к утрате польской государственности и разделу страны. Наиболее трагичные страницы истории этого противостояния описаны в поэме Тараса Шевченко «Гайдамаки».

С этим последним восстанием православного казацкого и крестьянского населения на Правобережной Украине Польша справиться уже не смогла. Порядок на территории Речи Посполитой восстановила армия Российской империи, что и послужило началом конца польского государства. Страсть и непримиримость, а также неспособность договариваться, которые проявляются в отношении к русскоязычным соотечественникам со стороны активного населения западной части Украины, очень сильно напоминают шляхетскую гордость польских аристократов. В итоге украинское государство находится примерно в том же состоянии, что и Польша в конце XVIII века.

Подготовила Татьяна Чернова