• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Логистика - кровеносная система нашей страны

Научный руководитель Лаборатории исследований в области логистики Валерий Лукинский рассказывает о профессии логиста и о том, как нужно готовить профессионалов в этой области.

Научный руководитель Лаборатории исследований в области логистики Валерий Лукинский рассказывает о профессии логиста и о том, как нужно готовить профессионалов в этой области.

- Почему быть логистом актуально и престижно?

В Российской Федерации на логистику и управление цепями поставок тратится 20% ВВП страны, на все, что связано с перемещением материальных и сопутствующих информационных и финансовых потоков. Главным образом, это – потоки сырья, готовой продукции и завершенного производства; весь транспорт, склады и терминалы разных профилей; распределительные системы. Возьмите торговлю, и увидите, сколько там всевозможных уровней перемещения товаров. Возьмите промышленность или любую другую сферу, все пронизано этими цепями. И даже при сегодняшнем уровне развития отечественной логистики, а страна у нас огромная, все транспортные расходы гораздо выше, чем в любой другой стране мира. А так как расстояния большие, то и складов много, потому что необходимо делать запасы с учетом всех этих перемещений.

Развитие логистики в России очень важно. Мировая статистика показывает, что 14% ВВП в мире тратится на логистику. Цель нашей подготовки – выпускать таких специалистов, которые могли бы снизить издержки на транспортировку, например, в любой компании; и тем самым помочь развитию всего нашего народного хозяйства. 1% ВВП – это 600 млрд рублей, и именно на столько наши выпускники смогут уменьшить издержки, связанные с логистикой. А эти деньги можно будет потратить на образование, медицину или любую другую социальную отрасль.

- Как и чему Вы планируете учить студентов?

Мы будем учить логистике, опираясь на современные информационные технологии, инженерные достижения. Мы будем изучать весь прогрессивный опыт, все направления, которые развиваются в логистике.

Есть группа вопросов для изучения, которая касается аналитики, проектирования цепей поставок, их интеграции. Очень много аспектов, которые требуют изучения и развития. Поэтому мы будем стараться учить так, чтобы охватить мировой опыт. Необходимо, чтобы студенты знали, что достигнуто в других странах в логистике и управлении цепями поставок. Часть дисциплин обязательно будет преподаваться на английском языке.

Наши выпускники, обладая довольно высоким уровнем языка, будут выглядеть привлекательно для работодателей. А знания об опыте передовых компаний помогут им быстрее освоиться на рабочем месте, также они смогут использовать его во благо своей работы.

Хочу подчеркнуть, что преподаватели как в рамках бакалавриата, так и в рамках магистратуры, - это известные ученые и практики, представители различных научных школ. Они собираются вместе в образовательный кластер, который должен объединить московский и петербургский кампусы Высшей школы экономики. С коллегами из московской ВШЭ мы взаимодействуем уже много лет в рамках конференций, публикаций и всего прочего. Это объединения разных школ логистики в Петербурге и Москве мы планируем получить значимый синергетический эффект.

Предполагаем наладить обмен студентами между кампусами, а также международный обмен с университетами Германии, Финляндии и т.д. Внутри страны мы постараемся поддерживать очень тесную связь с автотранспортными предприятиями, комплексами и терминалами, чтобы еще во время обучения ребята получили определенные навыки. В ближайшее время мы постараемся подписать ряд соглашений о сотрудничестве с различными предприятиями. С другой стороны, мы договорились заключить соглашение с Санкт-Петербургским Институтом информатизации и автоматизации, один из институтов Академии наук РФ. Мы хотим, чтобы наша базовая кафедра находилась в этом Институте, чтобы можно было обмениваться самыми свежими разработками и результатами исследований. Кроме того, на базовой кафедре будут проходить занятия у студентов, которые будут вести сотрудники РАН РФ.

Какие научные и ненаучные перспективы есть у студентов-логистов?

Говоря о науке и тех, кто хочет ей заниматься, отмечу, что для студентов будет организована Всероссийская студенческая олимпиада по логистике. Планируется, что она будет проходить в Москве, но возможно и ее проведение в Петербурге. Мы хотим привлечь студентов из разных городов, потому что, общаясь, они обмениваются идеями и помогают друг другу находить новые научные вопросы для своих исследований. Во-вторых, мы постараемся развивать направление студенческих научных конференций с возможностью последующей публикации в различных сборниках. У наших лучших студентов уже есть опыт публикаций на английском языке по итогам выступлений на международной научно-практической конференции «Логистика: современные тенденции развития».

Для тех, кого больше привлекает практическое применение знаний, имеют возможность пройти производственную практику на базе предприятий логистического профиля, таких как: ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «Миларин», ООО «Модуль», ООО «Солво» СПб, ООО «Автопрофи», СПб Институт проблем транспорта РАН, СПб ИИА РАН и др.

Выпускники могут начать карьеру в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных компаниях; логистами и менеджерами в исполнительных органах государственной власти; в службах логистики и инфраструктурных подразделениях предприятий промышленности, строительства, торговли и сферы услуг, транспортных и транспортно-экспедиционных компаниях; логистических центрах, складских комплексах и терминалах. Логисты нужны практически на каждом предприятии.

Подготовила Мария Жаркова