• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Легенды и мифы современной экономики

11 июня на совместном междисциплинарном семинаре МЦ СЭИ «Леонтьевский центр» и Высшей школы экономики – Санкт-Петербург известный социальный мыслитель Томаш Седлачек, автор книг «Экономика добра и зла» и   "Homo Economicus ”, провел сеанс разоблачения экономической теории, сравнив ее с религией современного человека.

11 июня на совместном междисциплинарном семинаре МЦ СЭИ «Леонтьевский центр» и Высшей школы экономики – Санкт-Петербург известный социальный мыслитель Томаш Седлачек, автор книг «Экономика добра и зла» и   "HomoEconomicus”, провел сеанс разоблачения экономической теории, сравнив ее с религией современного человека.

По мнению чешского философа математическою форму экономика принимает исключительно для убедительности, создавая иллюзию, что она производит объективную истину. Однако если взять, например, классический учебник  Самуэльсона, на котором выросло не одно поколение экономистов, то в строгих логических выводах, сделанных после описания экономических моделей, мы обнаруживаем нечто вроде «очевидно, что человек, являясь по своей природе эгоистом, максимизирует собственную полезность», или «очевидно, что рынок обладает совершенной конкуренцией».  Эти предположения, по утверждению Томаша Седлачека, и есть верования современного человека.

За постулатом о том, что человек стремится максимизировать свою полезность, скрывается 4000 лет размышлений о человеке, что он есть, для чего он и так далее. А экономическая теория предлагает эти истины упростить и сузить. Более того, за всеми этими предположениями стоит определенная система ценностей, верований и представлений западного человека. Людям из Центральной Африки или Ближнего Востока эти утверждения могут показаться не такими уж очевидными. Кроме того, если экономическая теория утверждает, что каждый человек является эгоистом, а конкретный читатель по своему складу скорее альтруист, то он уже выпадает за пределы нормы.

Томаш Седлачек говорит: «Economics is an objective science without objectives», что в переводе означает «Экономика – объективная наука без целей», однако из перевода исчезает вся ирония автора. Что он имеет в виду? А то, что цели, которые предлагает экономика как наука, скорее могут рассматриваться как средство для чего-то. Если в развитых странах уже сложился определенный уровень жизни, преодолена бедность, то цели достигнуты? Мыслитель жалеет, что он не жил в эпоху, когда молодежь призывала к «миру и любви», а вынужден жить, когда ООН постулирует «мир и торговлю», навязывая всем укреплять торговые связи и снимать барьеры для скорейшего достижения этой цели.

Вторая часть доклада чеха была посвящена анализу экономического содержания мифов и легенд, и соотнесению этого содержания с современным экономическим языком. По сути, говорит Седлачек, экономика рассказывает те же сказки, только вместо языка образов и мифов, использует математику, которой современный человек доверяет в большей степени. А убедительная сказка может повести за собой людей и частично реализоваться.

В Ветхом Завете описана история про семь тучных и семь тощих коров, которая не просто пример описания экономического цикла, но и прогноз. Просто этот прогноз наши предки описывали в виде сна фараона, а современные экономисты – в виде расчетов математических моделей, субъективность же при этом никуда не делась. Более того, древние иудеи не просто описали цикл, и дали прогноз, они дали рекомендации по созданию стабилизационного фонда: копить зерно на случай неурожайных лет. В отличие от Древнего Египта, современная Европа не имеет инструментов для ограничения потребления и экономического роста, чтобы воспользоваться излишками в период спада или стагнации. Напротив, в качестве единственного способа выйти из негативной ситуации современная экономика предлагает наращивание долгов. Фараону в голову не пришло бы брать в долг.

Не совсем правильно по Седлачеку в экономике использовать и терминологию из психиатрии. Тем более что используется она не совсем верно. Из диагноза маниакально-депрессивный психоз экономисты используют только вторую часть, когда заявляют о необходимости бороться с депрессией, преодолевать депрессию. А если быть последовательным, то нужно бороться, прежде всего, с манией за которой неизбежно последует депрессия. В периоды экономического роста все много работают и ставят все более амбициозные цели, что заканчивается срывами и прочими некрасивыми вещами.

По мнению профессора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Леонида Лимонова, Томаш Седлачек – «провокатор, провокатор внутри экономики, которую, безусловно, любит. И своими парадоксами он провоцирует экономистов задумываться о границах применения современных теорий, вырабатывая критерии их научности».

Дополнительная справка

Идея пригласить к нам на семинар чешского мыслителя-экономиста Томаша Седлачека возникла в ходе переписки с университетским приятелем профессора Лимонова – Павлом Табачникасом, который из интереса перевел бестселлеры чеха «Экономика добра и зла» и «Homo Economicus» на русский язык, и ищет в России возможность издать эти переводы. 

Подготовила Татьяна Чернова