Разные ритмы джаза
Валерий Гордин, заведующий Лабораторией экономики культуры о том, почему мы не можем использовать свои культурные события для развития туристического потенциала наших городов.
Валерий Гордин, заведующий Лабораторией экономики культуры о том, почему мы не можем использовать свои культурные события для развития туристического потенциала наших городов.
Лаборатория экономики культуры сравнила воздействие культурных событий на социальное и культурное развитие городов. Мы опросили представителей различных групп стейкхолдеров во время и после крупных мероприятий. Сравнивали два джазовых фестиваля: один проходил в городе Пори (Финляндия), второй – в Тихвине Ленинградской области.
Какие интересные результаты мы получили? Во-первых, мы узнали, что фестиваль Пори, имеющий более чем 40-летнюю историю, на первых порах своего существования не пользовался особой поддержкой со стороны местных властей и долго утверждал свою значимость в глазах спонсоров, местных властей и профессионального сообщества. Тихвинский фестиваль, напротив, изначально пользовался расположением и поддержкой городских властей, которые при этом практически не выделяли на него средств, зато активно способствуют привлечению спонсоров. В 2013 году из областного бюджета были направлены средства для проведения Kids Jazz – детского джазового фестиваля; а все остальное – это частные инвестиции при активном содействии тихвинской городской администрации, выделившей Городской дом культуры в качестве площадки проведения.
Второй очень важный момент – это то, что когда-то Тихвин и Пори были крупными торговыми и промышленными центрами, оба города прошли этап реиндустриализации. Для Пори этот этап завершился к концу 1990-х годов, после чего город стал постиндустриальным, четверть горожан здесь составляют студенты. Тихвин на новом этапе индустриализации изменил свою отраслевую специализацию и почти восстановил промышленный потенциал. В город приехало много работников на вновь созданные предприятия. Однако, в Тихвине отсутствую высшие учебные заведения и их филиалы. Очевидно, что демографическая структура посетителей фестивалей чрезвычайно различается. В Пори 70% аудитории – это люди от 15 до 40 лет, в Тихвине 60% аудитории составляют зрители «40+». Тихвинская молодежь не заинтересовалась фестивалем.
Третье интересное обстоятельство состоит в том, что тихвинский фестиваль на протяжении пятнадцати лет замыкается на фигуре подвижника-энтузиаста Игоря Володина. Все участники приезжают на фестиваль благодаря его связям. Фестиваль в Пори тоже начинался как итог усилий нескольких музыкантов. Но постепенно перестал ассоциироваться с конкретными именами, расширив свою музыкальную программу, состав участников, жанровую палитру. Сейчас он достаточно стабилен в части творческого потенциала.
Еще одна интересная особенность фестивального движения – оба города находятся довольно далеко от культурных центров: Петербурга и Хельсинки. Но при этом в Пори среди посетителей фестиваля примерно 60% составляют туристы, а в Тихвине – меньше 10%. В Пори организовано множество различных сервисов для туристов, люди едут не только на фестиваль, но и посмотреть город, пообщаться с жителями. Тихвинский фестиваль рассредоточен по нескольким городам, но получается, что фестивальные концерты – «вещь в себе»: они действительно важны для определенной части местной культурной общественности, но так и не стали точкой притяжения для туристов. Отсутствует то аттрактивное начало, которое привлекало бы людей на фестиваль. Это принципиально важно, так как именно создание дополнительных сервисов вокруг фестиваля, делает его значимым для самых различных категорий, не только для туристов, но и для местного населения, участников мастер-классов и воркшопов, которые проводятся в рамках фестиваля дополнительно. Эта узость фестивальной программы в Тихвине, безусловно, снижает его привлекательность.
Мы планируем продолжить свой исследовательский проект: в этом году мы проводим исследования на Международном морском фестивале в финском городе Котка.