Транснациональное поколение
Мир все время меняется, каждое последующее поколение отличается от предыдущего, трансформируется восприятие даже таких, казалось бы, фундаментальных понятий как «нация».
Автор – Сергей Акопов, доцент кафедры прикладной политологии
Мир все время меняется, каждое последующее поколение отличается от предыдущего, трансформируется восприятие даже таких, казалось бы, фундаментальных понятий как «нация».
Идентичность нации в эпоху глобализации может эволюционировать в транснациональную идентичность, постнациональную идентичность, и изменения в этой плоскости продолжаются. Нынешнее молодое поколение условно можно разделить на две категории: одни продолжают рассматривать себя и свою политическую принадлежность в традиционном русле своих родителей, вторые активно пользуются возможностями и плодами глобализации и находят себя вне традиционных сообществ.
Транснациональное поколение в большей степени существует в глобальном мире сетей, чем в конкретной стране, оно ведет не просто сетевую жизнь, оно реализует в сети свое проектное воображение, что означает всегда быть готовым к созданию чего-то нового, если потребуется. Вторая особенность, которая отличает людей этой когорты – сложносоставная идентичность. Такие люди могут, например, частично относить себя к Европе в целом, частично к мегаполису своего основного обитания (к Москве или Санкт-Петербургу), а частично к региону своего рождения (к своей «малой родине»). Третье, что их объединяет – это новая культурная компетенция, неизбежно возникающая, когда ты изучаешь другие языки, другие культуры. Человек, в зависимости от спроса и предложения, способен существовать в разных сообществах. У него высокая мобильность: может быть он учился в Барселоне, потом поехал работать в Париж, и в конце концов, подобно героям фильма «Китайская головоломка» называют «своим городом» Нью-Йорк. При этом предыдущий опыт их идентификаций аккумулируется.
Транснациональность предполагает сохранение своих корней в условиях размывания национальных границ. Транснациональное поколение существует сразу в нескольких измерениях, в нескольких сообществах: в Европе, в России, в России, как части Европы. Для этого у таких людей есть все необходимое: друзья, навыки, стратегии, реальные практики, сети и проекты. В период политических кризисов определенные сложности, безусловно, возникают, когда эти люди оказываются между интересами двух государств, однако объективно их количество растет, как и количество смешанных браков.
Глобализация, так или иначе, входит в жизнь каждого человека. Транснациональное поколение предпочитает пользоваться ее возможностями, пока другие остаются в состоянии жертвы глобализации. Аргумент немецкого социолога Ульриха Бека заключается в том, что мы живем в обществе глобальных рисков: когда катастрофа происходит в одном месте, это моментально отзывается эхом в других частях мира. В этих условиях мы уже не можем прятаться в своих «национальных» комнатках и жить в них, как раньше. Все больше людей осознают эту неизбежность и думают об общепланетарном благе, оценивая важность мира и согласия на континентах не в меньшей степени, чем собственные национальные интересы. Национальные же интересы также размываются, в той степени, в какой, путешествуя, носители транснациональных идентификаций приобретают друзей и родственников в других странах, и проблемы этих стран становятся их собственными. Эти люди способны сглаживать «острые углы» политики, и чем больше их будет, тем выше их значение станет в международных отношениях. Сейчас важно изучать эту тихую революцию в умах, носители которой смогут однажды также тихо изменить мир, в котором мы живем.
Подготовила Татьяна Чернова, фото Полины Поповой