• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

БРИКС-образование

В рамках международного консультационного комитета, который будет работать в кампусе с 22 по 24 мая, состоялась лекция профессора Филиппа Альтбаха, посвященная развитию высшего образования и академической науки в США и странах БРИКС.

В рамках международного консультационного комитета, который будет работать в кампусе с 22 по 24 мая, состоялась лекция профессора Филиппа Альтбаха, посвященная развитию высшего образования и академической науки в США и странах БРИКС.

Международный консультационный комитет представляет собой совещательный орган, специально созданный за контролем реализации стратегии развития университета до 2018 года. В эти майские дни МКК будет работать в Петербургском кампусе.

Профессор Филипп Альтбах (Бостонский колледж, США) является ведущим мировым специалистом в области сравнительного изучения программ развития университетов в развивающихся странах. Преподавал в университетах Китая, Индии, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Тайваня. Он является председателем Международного наблюдательного совета Высшей школы образования Шанхайского университета, где составляется один из двух ведущих международных рейтингов университетов. Автор книг и монографий по исследованию проблем развития образования.

Доклад профессора Альтбаха был посвящен образованию и академического развития в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и Соединенных Штатах. Рассматривались такие темы как карьерный рост преподавателей и исследователей, их заработная плата, а также роль академической среды в более широкой системе высшего образования.

Высшее образование в странах БРИК интенсивно растет. Китай и Индия лидируют по количеству студентов, направляемых учиться за границу (доля этих стран в глобальной миграции студентов близка к 50%). Высшее образование в БРИК становится все более массовым, при этом качество обучения оставляет желать лучшего, финансирование неадекватно. По расходам на образование и НИОКР БРИК заметно отстает от ОЭСР. Во всех странах БРИК академическая независимость подвергается опасности. Заработная плата преподавателей и профессоров (по ППС) в Индии близка к США, а в остальных странах отстает от них в 2-20 раз. Наихудшая ситуация в Китае и России. Национальный рынок преподавателей не развит, распространен имбридинг (студенты становятся преподавателями в вузе, который окончили). Однако китайские вузы начинают более гибко реагировать на изменения в экономике, а российские – пока нет.

Специфика России заключается в том, что у нее зрелая экономика и сокращающееся население. Уровень доступности образования высок, доля поступающих в вузы выпускников школ тоже. Филипп Альтбах указывает на одну из главных проблем российского образования – его низкое качество, низкую эффективность исследовательской работы, использования человеческих и финансовых ресурсов.

Россия отстает в отношении интернационализации высшего образования, практически все иностранные студенты, которые учатся в России, являются выходцами из стран бывшего СССР. Преподавание на английском языке ведется только в нескольких вузах, в частности, в Высшей школе экономики, - отмечает профессор Альтбах.

Однако докладчик дает высокую оценку попыткам модернизации высшего образования, в том числе и за счет выделения значительных средств 29 национальным исследовательским университетам для формирования современной академической культуры.

Подготовила Татьяна Чернова, фото Анастасии Васильевой