Экономика успеха
По мнению Марины Матецкой, доцента кафедры менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и старшего научного сотрудника Лаборатории экономики культуры на рынке труда успешен тот студент, кто во время учебы получал дополнительные компетенции за пределами аудитории.
По мнению Марины Матецкой, доцента кафедры менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и старшего научного сотрудника Лаборатории экономики культуры на рынке труда успешен тот студент, кто во время учебы получал дополнительные компетенции за пределами аудитории.
- Добрый день, Марина Владимировна, спасибо, что согласились встретиться со мной. В наши дни все больше востребованы профессии, которые находятся, что называется, "на стыке". Филологу или экономисту сложнее найти работу, чем экономисту с хорошим знанием родного языка. Получать же второе высшее образование не всегда возможно и порой это слишком затратное занятие. Как быть в таком случае?
- Эта задача решается, прежде всего, с помощью набора специализаций: в вышке нет "просто экономиста" или "просто менеджера" - это, как правило, уже более развернутые специализации. Во-вторых, на мой взгляд, задачу более гибкой адаптации выпускников на рынке труда призвана решать система бакалавриата и магистратуры: образование бакалавра дает более универсальную подготовку, а, получая степень магистра, вы можете выбрать специализацию, дополняющую вашу основную, либо же расширяющую профессиональные навыки. Если говорить о Высшей школе экономики, то здесь еще больше возможностей по сравнению с традиционными вузами. Я говорю о междисциплинарности знаний, которая возникает в ходе реализации разных проектов студентами. Это могут быть исследовательские проекты: к примеру, у нас есть учебно-научные подразделения, где вы можете совмещать научную деятельность и непосредственно учебу. На освоение практических и профессиональных навыков направлена производственная практика. И постепенно, проходя через все эти стадии, студенты понимают, что их больше интересует в специальности, какие сферы приложения знаний можно выбрать.
- Как вы считаете, нужно ли, к примеру менеджеров и экономистов, в рамках бакалаврской программы учить творчеству: знакомить с какими-то нестандартными подходами к своей деятельности, развивать креативное мышление студентов? Или же это можно наработать только после получения высшего образования?
- Творческое или же критическое мышление - это неотъемлемый элемент современной системы образования. Сейчас никому неинтересно просто транслировать какую-либо информацию. Лектор в аудитории, который пересказывает содержание учебника, не будет востребован. Ценность образования заключается в возможности общения, диалога, рефлексии на какую-то тему, поиска вариантов решения проблемных ситуаций. И все это, безусловно, развивает критическое мышление, в рамках какой бы области это ни происходило. Творцы, если задуматься, тоже в процессе деятельности решают какую-то задачу, но суть мышления от этого не меняется. Решение любой проблемы должно быть оригинальным, результативным, эффективным с точки зрения использования ресурсов. И я не увижу существенной разницы между решением художественной задачи и, к примеру, управленческой. К примеру, на факультете менеджмента, стало обычной практикой использование кейсов в рамках преподавания практически любой дисциплины, а это ни что иное, как разбор реальных задач, где у вас нет заведомо правильного решения. И таких технологий много: семинары, коллоквиумы, мастер-классы.
В НИУ ВШЭ, конечно, высокие требования к системе преподавания. Например, для молодых преподавателей, состоящих в кадровом резерве университета, специально проводятся семинары и мастерские, где обсуждаются именно технологии и методики обучения; методы, которые сейчас востребованы, возможности новых информационных технологий в образовательном процессе. В университете этим вопросам уделяется большое внимание.
Как я уже говорила, мы привлекаем ребят к научно-исследовательской работе, которая способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит правильно использовать информацию. Это очень важно, так как сейчас главная проблема для студента не найти информацию, а не "утонуть" в море информации: выудить нужную, правильно ее воспринять, обработать, подать. На это преподаватели, конечно, обращают внимание в рамках учебного процесса.
- Как найти баланс между получением фундаментального образования, то есть каких-то теоретических знаний, и творческим развитием, саморазвитием?
- Мне кажется, что каждый определяет этот баланс для себя самостоятельно. Возможностей у студентов много. В учебных планах в рамках каждого направления определен минимальный набор дисциплин, необходимый для получения этой специальности. Однако существуют вариативные блоки, с помощью которых каждый студент может выбрать наиболее интересные для него дисциплины. Остальное же только в руках каждого. Работая со студентами, я не перестаю поражаться, какие исключительно творческие люди собираются у нас в университете. Они реализуют множество самостоятельных проектов: театральные студии, КВН, устраивают фестивали, вечеринки и проводят благотворительные акции. На менеджменте, к примеру, это также проекты, связанные с карьерой и последующим трудоустройством: несколько лет назад даже столовую хотели взять на самоуправление! Это все из ряда внеучебных инициатив, и действительно чудесно, что административный и преподавательский состав поддерживает студенческие инициативы. Повторюсь, что очень многое зависит исключительно от желания студентов что-то делать, участвовать в проектах и мероприятиях.
- Несмотря на запросы многих работодателей, сами абитуриенты и их родители при выборе вуза часто отдают предпочтение "классическому" образованию. МГУ, СПбГУ и другие вузы... А если уж выбор пал на специальность творческую, то и вуз должен быть тоже обязательно - творческим и с историей. Высшая школа экономики мало того, что стоит особняком, так еще и не так давно помимо "совсем неэкономических специальностей" в московской вышке появился факультет дизайна, что, зачастую, вызывает недоумение. Как вы считаете, выигрывает или все же уступает это направление в вышке другим вузам?
- Я очень рада, что в Высшей школе экономики в Москве открыт факультет дизайна. Это обязательно должно было случиться в вышке, потому что дизайн (в частности, открытые там направления графического дизайна, костюма, анимации) - это визуализация, конструирование предметов, пространств, и даже идей. В креативной экономике сфера дизайна является в наши дни одной из наиболее развивающихся. Причины этого заключаются в том, что визуализация любой информации сейчас достигла очень больших масштабов. Мы используем различные гаджеты, визуализируем абсолютно всю получаемую информацию. Сейчас нам проще отправить фотографию, чем написать сообщение. В этом ключе дизайнерские услуги занимают все большие объемы в производстве, и нужны люди, которые умеют это делать. Без информационного сопровождения вы не можете реализовать ни один проект. Поэтому факультет дизайна в НИУ ВШЭ - это ответ на необходимость такие услуги развивать и подготавливать специалистов.
- Получается, Вышка ставит задачу не просто дать фундаментальные знания, а научить их применять в жизни? То есть дает комплексное образование в соответствии со специальностью, так?
- Если говорить о факультете дизайна, то я видела на сайте информацию о работе лаборатории, где студенты разрабатывают проекты; факультет активно выстраивает партнерские связи с различными организациями, чтобы ребята внедрялись в реальную жизнь и уже могли начать применять свои знания на практике. Данная логика верна для большинства факультетов. Например, на факультете менеджмента в петербургском кампусе, где я работаю, также активно выстраивается партнерская сеть, целью которой является развитие научных проектов и открывающиеся возможности для студентов проходить практику и в компаниях, и в государственных учреждениях. Это сложный и далеко не быстрый процесс, но такая работа ведется, потому что очень важно, чтобы студенты уже в процессе обучения понимали, как их знания применимы к жизни.
- Насколько важно при выборе вуза обращать внимание на организацию внеучебной деятельности: различные объединения, студии? Или же если идти в вуз, то исключительно за знаниями?
- Качество образования, наверное, остается на первом месте, но среда, инфраструктура, атмосфера в университете, на мой взгляд, очень важны. Сегодня у выпускников есть возможность поступать в университеты по всему миру, а зарубежные вузы большое внимание уделяют именно внеучебной жизни студентов. Недавний пример: одна моя знакомая девушка закончила школу, и я спросила у нее, кто из выпускников тринадцатого года куда поступил. Она как раз поступила в один из петербургских вузов, а многие ее друзья - в университеты Финляндии. Для нее, первокурсницы, пока существует только учеба: сложно адаптироваться, мало знакомых, нет каких-то собственных проектов и уже существующих условий для участия во внеучебной деятельности. Ее подружки в Финляндии же наоборот посещают множество различных мероприятий самого разного уровня. Проводятся и дни культур, потому что учатся ребята из разных стран, и деловые мероприятия, когда студенты встречаются с представителями разных компаний. И жизнь бурлит. И она говорит, что в этом, да, проигрываем. Уровень образования тоже разный: там на экзаменах была математика уровня шестого класса, у нас же математика требовалась очень серьезная. Но именно этой составляющей атмосферы не хватает, поэтому это очень важно. Другой момент, что многое здесь действительно зависит от самоорганизации ребят. Я боюсь, что сложно требовать от преподавателей или каких-то структур вуза, чтобы они еще более активно в этом участвовали. Конечно, мы можем предоставлять возможности для подобных инициатив, но мы не можем сами делать студенческие проекты. Просто потому, что перед нами стоят несколько другие задачи.
- Вышка, на мой взгляд, старается все же развивать эту сторону студенческой жизни, так как многие проекты студентов финансируются, если это целесообразно. Стоит ли другим российским вузам в этом плане брать пример с Вышки?
- Стоит, конечно, стоит. Здесь, конечно, нужен какой-то разумный баланс между учебой, которая достаточно интенсивна, и дополнительными проектами. Но это, безусловно, важно. Во-первых, студенчество - это время само по себе активное и интересное, время огромных возможностей и желаний, а, во-вторых, ребята все равно будут реализовывать свои проекты, но уже на других площадках. И было бы здорово, если первый опыт реализации собственных проектов будет связан с университетом. Таким образом вы развиваете и себя, и университет. Поэтому очень важно, что Вышка поддерживает ребят и их инициативы. А что еще более ценно в развитии подобных проектов в границах университета - это возможность межфакультетского общения. Должны быть общие праздники, события, чтобы студенты знали друг друга. Это очень важно, потому что это ваши будущие коллеги, ваши будущие партнеры и, может быть, лучшие друзья. Поэтому если в рамках учебы не всегда получается этого достичь, то внеучебные проекты должны знакомить студентов друг с другом, давать возможность делать что-то вместе.
- В каких профессиях может реализоваться творчески, к примеру, выпускник факультета экономики или менеджмента, учитывая опыт внеучебной деятельности, полученный в университете?
- Сектор творческих индустрий – прекрасное поле. Управленцы, а именно организаторы процессов, нужны везде. Эти процессы могут быть очень разными: художественными, образовательными, бизнес-процессами. Умение организовать эти процессы: мотивировать людей, находить средства и спонсоров, - это то, что востребовано в любой сфере. Стоит сказать, что менеджмент - это творческая профессия сама по себе, чем бы вы ни занимались. Работа с людьми - это всегда убеждение, и те творческие навыки, которые вы приобретаете, безусловно, важны для дальнейшего карьерного роста. Возьмем, к примеру, умение правильно говорить и презентовать себя. Раньше на это обращали больше внимания в творческих вузах, но в рамках современного рынка труда эти умения являются неотъемлемыми для любого специалиста, в какой бы области он ни работал. Важно не только реализовать проект, но и убедить окружающих, что он чего-то стоит.
- Сегодня искусство - это бизнес. По крайней мере такая тенденция наблюдается последние несколько десятилетий за рубежом. Однако в России эта сфера бизнеса продолжает оставаться недостаточно развитой. Будет ли она развиваться в ближайшие годы? И какие перспективы у тех, кто решит себя каким-то образом реализовать себя в этой сфере?
-Сфера культуры меняется, как и все социальные сферы адаптируется к рыночным условиям, но собственно сфера бизнеса в культуре довольно ограничена (это продажа каких-то предметов искусства, кинобизнес, частично, исполнительское искусство (шоу-бизнес). И раз мы говорим о том, что учреждения культуры становятся более рыночно ориентированными, появляется возможность применить навыки хороших управленцев и даже предпринимателей в различных секторах культуры. Не только в рамках коммерческих проектов, но и в тех, которые, по сути, используют те же технологии управления ресурсами, но при это не преследуют цели максимизации прибыли. В этом плане сфера культуры испытывает дефицит кадров: молодых специалистов, владеющих технологиями, которые не могут освоить люди более старшего поколения. Это, к примеру, интернет-продвижение продукта, переговоры с иностранными партнерами, маркетинг, развитие аудитории. Вопрос здесь один: будет ли это интересно самим представителям молодого поколения? Чтобы работать, к примеру, в музее, нужно действительно большое желание что-то изменить. Хотя я могу сказать как человек, работающий в этой сфере, что сейчас очень многое динамично меняется: есть и финансирование, и внедрение креативных проектов в традиционных учреждениях.
- В 2013 году вы были экспертом в проекте "Сохранение и использование культурного наследия в России". Можете немного рассказать об этом проекте и вашей работе в его рамках?
- Мне было очень приятно оказаться среди экспертов. Это большая и долгосрочная программа, которую уже несколько лет реализует Международный банк реконструкции и развития в различных городах Северо-Запада России. Из названия программы понятно, что целью конкурса является не только сохранение объектов культурного наследия, но и их активное использование в жизни: как туристических объектов, как интересных мест досуга местных жителей, как многофункциональных образовательных центров. Мне было очень интересно работать со всеми заявками, потому что в них как раз раскрывается творческий потенциал коллектива организации. Когда разрабатывается концепция нового проекта, вы видите, насколько широко или узко мыслят люди. Было множество интереснейших предложений и по организаций событийной деятельности на территории различных учреждений, оригинальные экспозиционные решения. Когда ты видишь, что человек просто просит денег на 3D-установку и не понимает, что с ней делать, то тебе становится ясно, что просто 3D-установка не привлечет поток туристов. В целом, участие в подобных проектах дает уникальный опыт.
- Казалось бы, культура и экономика - вещи друг от друга достаточно далекие и сильно отличающиеся. Здесь, наверное, было бы даже уместно упомянуть о "математиках" и "гуманитариях". Однако в ВШЭ Санкт-Петербург существует лаборатория экономики культуры, где вы являетесь старшим сотрудником. Как появилась идея связать свою жизнь с изучением именно этого направления и работой в его сфере?
- Когда я училась на экономическом факультет СПбГУ, к нам приехал профессор из Венгрии с лекцией о тогда еще только создававшемся научном направлении "Economics of cultures". Мне тогда запомнилась его фраза: "в культуре изменения стремительны - у людей гораздо больше свободного времени, больше возможностей; возможно, скоро театров не будет вовсе, и библиотек тоже не будет..." Но представить себе это было сложно. Мы тогда еще долго спорили, что театры все равно останутся, но просто будут существовать в более конкурентной среде. На самом деле очень интересно прослеживать изменения, происходящие в нашей жизни, на сфере культуры. Это является отражением очень многих процессов: изменения структуры труда и свободного времени в жизни людей, структуры доходов и расходов, приоритетов и ценностей. Интересны и вопросы менеджмента, как учреждения культуры реагируют на возрастающие изменения . Например, сегодня театру приходится конкурировать за внимание зрителя не только с другим театром или музеем, например, но и с кинотеатром, и с рестораном, с Интернетом. Мой выпускной диплом был посвящен преобразованиям государственных учреждений культуры в иные формы некоммерческих организаций. После я продолжила изучение этой темы в аспирантуре, и сегодня продолжаю в коллективе лаборатории экономики культуры. В Петербурге очень интересно заниматься исследованиями в рамках этого направления, так как здесь большая концентрация всех культурных процессов.
- Каких студентов вы бы хотели видеть в лаборатории экономики культуры? Какими качествами должен обладать студент, чтобы действительно влиться в коллектив и заниматься исследованиями?
- Мы всегда рады видеть в лаборатории студентов разных курсов и разных специальностей. У нас проводятся открытые семинары и обсуждения по темам исследований. Но хочу отметить, что от сотрудников лаборатории требуются вполне конкретные результаты работы. Проекты лаборатории всегда должны иметь конечный результат, которым может являться публикация, подготовка выпускной работы, выступление на конференции или проведение семинара. Ребята должны уметь или быть готовыми освоить навыки подготовки научных текстов. Многие наши исследования основаны на эмпирических данных, мы привлекаем студентов к сбору и обработке информации, поэтому надо быть готовыми к общению с экспертами, проведению опросов, обработке результатов. Это, наверное, сейчас необходимо для любой исследовательской деятельности. Конечно, человек, который не интересуется сферой культуры и творческих индустрий, не останется у нас.
Для тех же, кто до сих пор сомневается, а научно ли все это, могу привести пример. Меня убедила в научности данного направления одна статья о том, как экономика культуры влияет на экономическую теорию. Автор на примере благ, качество которых вы не можете узнать до потребления, действительно доказал это. Очень много вопросов чисто экономической теории развивается применительно к сфере культуры, где экономическое благо нестандартно. То есть это не булочка, а что-то нематериальное - спектакль или фильм. Как оценить качество этих вещей? Мне понравился фильм, а вам не понравился, для меня он стоит 50 рублей, а для вас нет. Это очень интересно и касается информационных продуктов, которые вы не можете проверить заранее: мнения очень разные, качество их необъективно.
Но уверяю Вас, что в рамках наших исследований очень много интересных вопросов и задач, приглашаю студентов присоединяться к работе!
Подготовила Александра Степанова