• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг в информационное общество: эстонский опыт

1 апреля в петербургском кампусе НИУ ВШЭ состоялась видеотрансляция лекции  «Общий обзор принципов построения информационного общества на примере Эстонии. Основные проблемы и вызовы, с которыми столкнулась Эстония при построении информационного общества» Олега Швайковского, эксперта в области информационного развития.


1 апреля в петербургском кампусе НИУ ВШЭ состоялась видеотрансляция лекции  «Общий обзор принципов построения информационного общества на примере Эстонии. Основные проблемы и вызовы, с которыми столкнулась Эстония при построении информационного общества» Олега Швайковского, эксперта в области информационного развития.

Несмотря на небольшую территорию, Эстония активно развивается и успешно взаимодействует с мировым сообществом. Страна входит в такие объединения как Евросоюз, НАТО, Шенгенская зона и т.д. На заре своего становления как независимого государства Эстонии пришлось столкнуться с рядом проблем, среди которых, к примеру, маленькая плотность населения (тридцать человек на квадратный километр), города с низкой инвестиционной привлекательностью, где вкладывать средства в развитие информационных технологий просто невыгодно. Для перехода к постиндустриальному обществу первостепенной задачей эстонских властей стало создание единого информационного пространства, а также формирования единого государственного реестра. Олег Швайковский выделил три подхода к реформе госреестра ― автоматизация внутренней информационной системы, принцип «одного окна» - с одной точкой входа для пользователя, причем сотрудники системы должны сами совершать транзакции. Швайковский критикует этот способ реформы, называя его «напрасной тратой ресурсов и энергии». Эстонский опыт решения этой проблемы заключается в создании «электронного е-правительства».

Электронное правительство представляет собой единый портал совершения транзакций. В настоящий момент через этот портал можно получить примерно 80% государственных услуг. И даже то, что это довольно дорогостоящее удовольствие, e-government восполнил эти затраты свое эффективностью. Подобным образом действуют е-школа, е-полиция и е-медицина. С помощью Интернета каждый эстонский родитель может в любой момент проверить, пропускает ли его ребенок занятия, узнать отметки наследника и что ему задали на дом. В Интернете хранится история болезни и рентгеновские снимки каждого гражданина страны, через Интернет он может заказать рецепт или записаться к врачу.

Одной из инноваций в сфере деятельности органов государственной власти стала система «е-демократии». Эстония первой в мире дала возможность своим избирателям голосовать по Интернету. Это произошло в 2005 году на выборах в органы местного самоуправления. Через 6 лет, в 2011 году, доля голосующих через Интернет составила примерно 25 % от общего числа избирателей. В марте того же года были проведены первые «мобильные выборы». Реформа дала широкие возможности для развития предпринимательства: единый портал счетов, услуг и расчетов, система Интернет-банков, позволяющая осуществлять транзакции через сеть. Все эстонские банки имеют свои интернет-банки и большинство ― мобильные.

С точки зрения предпринимательства коммерческий реестр интересен легкостью регистрации и услуги для юридических лиц. В ноябре 2010 года в Книгу Рекордов Гиннесса в качестве нового достижения человечества были внесены сведения о регистрации эстонского юридического лица, оформленной всего 18 минут. Все это стало возможным благодаря созданию единой среды обмена данными x-Road, позволяющей синхронизировать такие крупные информационные системы.

Но все эти замечательные нововведения были бы бесполезны, если бы жители Эстонии не освоили навыки работы с ними. По статистике, 89% эстонцев в возрасте от 15 до 74 лет пользуются Интернетом, в 85% домохозяйств есть компьютер с доступом в Интернет, а по всей Эстонии функционирует более 1100 точек с бесплатным Wi-Fi. Тем не менее, около 120 тысяч жителей Эстонии не имеют возможности пользоваться Интернетом, что является достаточно значимым показателем для такой небольшой страны. Для обучения компьютерной грамотности был организован ряд программ, в ходе которых студенты-волонтеры обучали желающих навыкам обращения с компьютером. Для того чтобы сделать Интернет доступным,  государство субсидирует деятельность провайдеров в инвестиционно непривлекательных районах, а также устанавливает границы минимальной скорости Интернета и его максимальной цены.

Среди нововведений нужно выделить ID-карту ― биометрический документ, удостоверяющий личность и позволяющий ставить цифровую подпись. Аналогично ему действует Mobile-ID ― карта, необходимая, когда вам нужно поставить подпись, находясь за устройством, не оборудованным ридером ID-карт. Для Интернет-пространства в Эстонии также существует Digi-ID ― идентификатор личности сроком действия на три года, действующий только в е-каналах. С помощью ID-карты также можно приобретать билеты на общественный транспорт, пароходы, музеи, зоопарки - вся информация о билете просто записывается на карту.

Олег Швайковский убежден, что инновации в сфере ИТ благоприятно влияют на развитие государства: во-первых, они приводят к росту ВВП. Внедрение широкополосного доступа в Интернет дает до 15% прироста к производительности труда, в стране создаются дополнительные рабочие места, а компьютеризированные работники приносят в среднем на 500 долларов больше добавочной стоимости. «Эстония находится в активной фазе информационного общества» - считает Швайковский. Также он уверен, что опыт Эстонии мог бы быть полезным для России, сравнительно недавно вступившей на путь активного развития информационных технологий.

Подготовила Юлия Медведева, фото Анастасии Степановой