Таланты вместо капитала
Первый день международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ», инициированный в рамках празднования 15-летия петербургского кампуса НИУ ВШЭ, был посвящен перспективам развития российских университетов, пониманию полезности участия в международных рейтингах, и университету, как основному ресурсу современной глобальной экономики.
Первый день международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ», инициированный в рамках празднования 15-летия петербургского кампуса НИУ ВШЭ, был посвящен перспективам развития российских университетов, пониманию полезности участия в международных рейтингах, и университету, как основному ресурсу современной глобальной экономики.
Свое решение приехать на открытие конференции, организаторами которой выступили три петербургских вуза, губернатор Георгий Полтавченко объяснил тем, что человеческий капитал, инновационная экономика, наука и образование занимают одно из центральных мест не только в проекте «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», но и в современной экономике, в целом. Образование и Санкт-Петербург связаны, по мнению губернатора, на генетическом уровне, когда одно из первых решений в рамках обеспечения города столичными функциями стало учреждение триады: Академии наук, лицея и университета. 11% научного потенциала реализуется в Северной столице, высокое качество подготовки в петербургских вузах, сильная экономическая школа, ведущая роль технических вузов – все это подтверждает статус Петербурга как университетского города.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, парировал в своем сообщении это утверждение губернатора, посетовав на то, что потенциал Петербурга как университетского города не реализован в достаточной мере. «Много больше можно было сделать здесь, чем делается в реальности. Однако, - добавил ректор, - это проблема не одного Петербурга, то же самое можно сказать про Москву, Екатеринбург, Томск". Руководитель Вышки говорил о необходимости плотного взаимодействия университетов и города, рассказал о проекте «Университет открытый городу» собирающим каждую неделю порядка 200 слушателей, и о том, что такой же проект недавно появился и в Санкт-Петербурге. Следующим шагом должно стать уреждение студенческих кафе, студенческих центров на базе библиотек, вовлечение студенчества к развитию спорта в стране, медицинского и социального обслуживания граждан. «Университеты – это место, где растворяются национальные интересы, и актуализируются профессиональные и глобальные проекты. Университетам нечего делить, они должны друг друга обогащать», закончил свое выступление Кузьминов.
Инициатор форума и директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников напомнил, что в Петербурге всего 7% населения — студенты, тогда как у университетских мировых центров цифры выше. Нужно создавать условия, при которых число учащихся, профессоров и исследователей вырастет, говорит Сергей Кадочников. «Заметные мы, или нет? Видит ли нас мир? Как сделать наши университеты интересными миру? Это центральная задача для властей, общества и академической корпорации. Ведь если в XX веке главной движущей силой были капитал и природные ресурсы, то сейчас его место заняли таланты, человеческий капитал», — убежден Кадочников.
Владимир Васильев, ректор НИУ ИТМО, рассказал об одном таком примере взаимного обогащения – совместном проекте Александринского театра, Театральной Академии и НИУ ИТМО. Целью объединения двух вузов и театра стала назревшая необходимость возвращения студенчества в театр. Само проведение совместной конференции на новой сцене Императорского Александринского театра, по мнению ректора, является символичным.
Ректор Европейского университета в СПб Олег Хархордин считает главным ресурсом роста университета в долгосрочной перспективе – изменение системы управления в вузах. Привлечение звезд, приглашение на работу преподавателей, достаточно квалифицированных, чтобы публиковаться в англоязычных рецензируемых журналах, может сработать на каком-то этапе, однако этот ресурс довольно быстро исчерпаем, и нужно искать возможности и вдохновение в другом месте. И этим местом, убежден профессор Хархордин, может быть мотивация и вовлеченность в управленческие процессы преподавателей.
Конкурентоспособность российских университетов в международном пространстве является основным направлением и целью их существования. Современные университеты уже давно конкурируют не просто в границах одной страны, а в глобальном масштабе, соперничая друг с другом за исследователей, студентов, работодателей. Заместитель Министра образования и науки РФ Александр Повалко в своей презентации о проекте «5-100» изложил аргументы внедрения и логику развития программы в будущем. «Это история о конкуренции, причем не просто между странами, университетами, но и о внутренней конкуренции в вузах». Из 15 участников, первоначально отобранных для участия в проекте, осталось 14, и этот круг, по заверению чиновника, будет сужаться.
Основой успеха и залогом достижения поставленных амбициозных целей ректор УРФУ Виктор Кокшаров считает сетевое взаимодействие, как на уровне отдельных вузов, или университетских коопераций, так и на уровне таких глобальных объединений как ШОС, например. О необходимости кооперации, совместного решения сложных задач и общих усилий в стремлении выйти на новый международный уровень конкуренции в первый день конференции говорили очень много. Образование – это пространство, в котором один вуз не воин, слишком высокие цели стоят перед отечественной высшей школой.
Справка:
Организаторами конференции являются три ведущих вуза Санкт-Петербурга: Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
Подготовлено Татьяной Черновой, фото Ильи Матвеева