• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономическая школа» и экономическое образование

В преддверии международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города» Андрей Заостровцев, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, дискуссант круглого стола "Экономическая школа" как общероссийский проект: образование и исследования", рассказал о том, как развитие идей «Экономической школа» повлияло на экономическое образование в России.

В преддверии международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города» Андрей Заостровцев, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, дискуссант круглого стола "Экономическая школа" как общероссийский проект: образование и исследования", рассказал о том, как развитие идей «Экономической школа» повлияло на экономическое образование в России.

«Экономическая школа» возникла стихийно на рубеже 90-х гг. прошлого века как противодействие преподаванию в вузах раздела официальной идеологии советской эпохи – марксистко-ленинской политической экономии. Начало противодействию положил журнал-учебник, который в простой, наглядной и доходчивой форме рассказывал о современной микроэкономике.

«Экономическая школа» эффективно работала и как издательство зарубежной переводной литературы. Издательская программа была рассчитана, в первую очередь, также на расширение кругозора преподавателей экономической теории. Предпочтение отдавалось изданиям, дающим обзоры состояния современной экономической мысли. Неоценимый вклад был внесен и в такую область как история экономических учений. Причем диапазон был очень широк: от издания классического труда Шумпетера до создания собственной «Галереи экономистов». «Вехи экономической мысли» (всего издано 6 томов) представляли собой подборки переводов ключевых статей по тому или иному разделу экономики. Перспективной формой работы стало издание «Аналитическое приложение к журналу-учебнику “Экономическая школа”», в котором сочетались как переводы зарубежных авторов, так и обзорные статьи российских экономистов. В настоящее время примерно такую же роль выполняет издание НИУ ВШЭ «Истоки».

Участники «Экономической школы» - вузовские преподаватели экономических дисциплин – вносили свой посильный вклад в его создание. Это была не только просветительская работа, но, фактически, и курсы повышения квалификации самих авторов. Они встречались в редколлегии, обсуждали главы и параграфы, много спорили о том, как лучше подать тот или иной материал, а также, что особенно важно, делились знаниями и доступными источниками. Безусловным интеллектуальным лидером «Экономической школы» был ныне покойный Вадим Максович Гальперин – человек, внесший огромный вклад в становление и Европейского университета в Санкт-Петербурге, и Высшей экономической школы в Москве.

            «Экономическая школа» всегда была ориентирована на широкое международное сотрудничество, получала ощутимую поддержку от международных организаций. Изменение политического климата в стране резко ограничило материальные возможности «Экономической школы». Тем не менее, наработанный интеллектуальный капитал и навыки организации работы сохранились. Надо сказать, что «Экономическая школа» широко привлекала к своей работе молодых преподавателей, студенческую молодежь, создавала для них уникальную образовательную среду и погружала в атмосферу свободных интеллектуальных дискуссий.

            Есть ли перспективы возрождения «Экономической школы» сегодня, с учетом того огромного пути, которое проделало экономическое образование в России, начиная с 1990-х гг.? Очевидно, что многое придется пересмотреть. Тем не менее, есть и сегодня направления, которые могли бы активизироваться.

            Отметим только одно их них. Это – изучение современной экономической мысли во всем ее разнообразии. Имеются в виду, прежде всего, неортодоксальные экономические школы современности, лежащие, преимущественно, за пределами мэйнстрима. Здесь и посткейнсианство, и новая институциональная экономическая история, и нынешняя австрийская школа. В этом случае есть и готовый формат работы – вышеупомянутый журнал «Аналитическое приложение» (над названием можно будет подумать).

            Естественно, что работа эта должна проходить с самым активным привлечением магистрантов, студентов. В результате для них откроется мир интеллектуального разнообразия, которое, сегодня, как ни странно, страдает в силу известной зашоренности преподавания на учебных курсах, где доминирует мир «абсолютных истин», моделирующих жизнь ради удобства исследователя, а не раскрытия реальности. Особо этим качеством выделяются учебники микроэкономики. Стоит противостоять стереотипу некритического  восприятия  любой информации учащимися и ввести их в сферу поиска, нестандартных решений и сомнений.