• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Локализация учебных планов

Учебный план — это непосредстевнное содержение образования или то, чему учат в университете. Поэтому вопрос об учебном плане является одним из основных, которые необходимо решить любому вузу для успешной работы. Поэтому мы попросили Ларису Шпаковскую, старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, рассказать о том, почему в разных университетах учебные планы.

Учебный план — это непосредстевнное содержение образования или то, чему учат в университете. Поэтому вопрос об учебном плане является одним из основных, которые необходимо решить любому вузу для успешной работы. Поэтому мы попросили Ларису Шпаковскую, старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории "Социология образования и науки" НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, рассказать о том, почему в разных университетах учебные планы.

Несколько лет назад Лариса Леонидовна совместно с Жанной Черновой провела исследование, посвященное вопросу о том, как строятся учебные планы по социологии в российских университетах. Предметом интереса выступили программы обучения именно по социологии, но полученные результаты оказались актуальными и для других гуманитарных специальностей. Исследователей заинтересовало, почему в одних университетах учебные планы включают  предметы, очень похожие по названию и содержанию на читаемые в западных университетах и учитывающие тенденции актуального международного знания, а другие вузы предлагают свою локальную версию учебного процесса?  Хороший пример представляют предметы по патриотическому образованию. В одних вузах уделяют достаточно много внимания патриотическому воспитанию студентов, а другие полностью игнорируют эти дисциплины.

Безусловно, учебные планы конкретных вузов выстраиваются в соответствии с государственными образовательными стандартами, но они отражают идеологию образования, принятую в данном вузе, интересы его сотрудников, и наконец, имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Но что определяет выбор локальной или глобальной версии образования каждым конкретным факультетом?

Была изучена специфика создания учебных планов в десяти российских вузах. Исследователей не интересовали университеты-флагманы, которые занимают уникальную позицию на рынке образования, связанную с их высокой ресурсной обеспеченностью, такие как МГУ или НИУ ВШЭ. Их интересовали крупные вузы, расположенные в региональных центрах. Мы выяснили, что на выбор «локальной» или «глобальной» версии учебного плана влияют два типа факторов. Во-первых, территориальные. Университеты привязаны к территории, на которой они находятся, являются частью локальных сообществ. Используют доступные им человеческие, властные и экономические ресурсы. Например, многие факультеты социологии были созданы при поддержке и активном участии городских правительств и администраций, которые были заинтересованы в подготовке специалистов для своих нужд, по таким направлениям, как «работа с молодежью», «государственное и муниципальное управление», «регионалистика» и пр. Сильный промышленный сектор в регионе оказывал иное воздействие. В советское время индустриальная социология была важной сферой профессионального приложения для социологов, при этом оставалась относительно неидеологизированной и ориентированной на эмпирические и прикладные исследования. В этом случае на факультетах появлялись учебные курсы, ориентированные на развитие навыков проведения конкретных социологических исследований. Второй тип факторов — сетевые — связаны с включенностью факультетов и их сотрудников в профессиональные сети разного охвата. Преподаватели могут быть маломобильными, или посещать главным образом городские конференции и профессиональные мероприятия, а могут активно ездить по России и посещать международные конференции; они могут публиковать свои статьи только в местных университетских вестниках, а могут публиковаться в общероссийских профессиональных журналах или даже в зарубежных журналах. На каждом факультете присуствует уникальная констеляция всех этих факторов. Но в целом, факультеты, изначально в большей степени исследовательски ориентированные и включенные в профессиональные сети широкого охвата, предлагали более глобализированную версию образования. А факультеты, больше ориентированные на потребности городских администраций и включенные в профессиональные сети местного масштаба, предлагали локалиазированную версию учебных планов.