• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стать университетским центром

Идея Петербурга как университетского центра – это неотъемлемая часть петербургской идентичности. Но, к сожалению, данная идея пока не воплощена в реальность. О настоящем положении дел и возможных способах решения проблем мы побеседовали с Еленой Кром, руководителем проекта "Будущий Петербург" и модератором секции "Университет и городская среда" на конференции "Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города".

Идея Петербурга как университетского центра – это неотъемлемая часть петербургской идентичности. Но, к сожалению, данная идея пока не воплощена в реальность. О настоящем положении дел и возможных способах решения проблем мы побеседовали с Еленой Кром, руководителем проекта "Будущий Петербург" и модератором секции "Университет и городская среда" на конференции "Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города".

Несколько дискуссий проекта «Будущий Петербург» как раз было посвящено вопросам стратегии развития города и его экономических перспектив. И люди в один голос говорили, что видят Санкт-Петербург в качестве образовательного, а не промышленного центра, что образование – основная отрасль петербургской экономики. Бесспорно, было бы отлично, если такая позиция соответствовала действительности.

Позиция «Петербург – университетский центр» не отражает реальность, так как в международных рейтингах университетов практически нет вузов Санкт-Петербурга. В Шанхайском рейтинге присутствует СПбГУ, но он находится в пятой сотне. А других престижных по меркам России Петербургских вузов там и вовсе нет. Поэтому если говорить о статусе университетского центра, то качество вузов, их международная известность и включенность в контекст мировой науки пока находятся на недостаточном уровне. В целом не хватает взаимного влияния университетов и города, потому что сегодня университеты – это своеобразная «вещь в себе»: стоит здание, мы видим, что туда заходят студенты и преподаватели, и всё, на этом связь с внешним миром обрывается. Получается, что университеты живут своей жизнью, а город – своей, они изолированы друг от друга. И такое понятие, как «университет, открытый городу», даже не раскрыто в России. Мы не до конца понимаем, каким должен быть университет, открытый городу, в Санкт-Петербурге; что может происходить интересного и важного, чтобы спровоцировать коммуникацию города и университетов.

Существование многих городских кварталов могло бы стать лучше, если бы оно было насыщенно университетской жизнью. Особенно в «серых» районах с обилием промышленных и административных учреждений, которые нуждаются в реновациях и наполнении новыми смыслами. Если бы такие территории заполнялись учебными заведениями, то возникали центры культурного и интеллектуального оживления непосредственно в рамках этих районов.

Однако нельзя забывать, что для воплощения идеи «университет, открытый городу» необходима чёткая концепция университетский кварталов, чтобы было можно было на определенных условиях передавать университетам городские ресурсы и получать положительный синергетический эффект для города. У нас не до конца сформировалось понимание, что просто отдать здание вузу – это не значит сделать жизнь вокруг него лучше. И сейчас как раз настало время для мозговых штурмов о новой роли университетов и их интеллектуальных продуктов для развития Санкт-Петербурга. Прежде чем стать университетским центром России, Петербургу необходимо создать интеллектуальные модели для внедрения концепции «университета, открытого городу».

И вопросы, выдвинутые на обсуждение на конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ», на мой взгляд, очень грамотно поставлены. Обычно на подобных мероприятиях встречаются более общие формулировки о том, что Петербург должен стать университетским центром России, но это всё обтекаемо. ВШЭ же ставит конкретные вопросы в каждой из секций. Будем думать, что с этой конференции начнется более серьезный разговор, возникнет постоянно действующая платформа для обсуждения действий, реформ и моделей по взаимодействию города и университетской среды для воплощения в жизнь концепции «университета, открытого городу».