• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как рубль будет падать дальше

Рубль каждый день устанавливал новые рекорды. 13 марта доллар стоил по курсу ЦБ 36,5 рублей. Евро 14 марта остановился на отметке 50,81 рубля. «Город 812» спросил у экспертов из Высшей школы экономики, что будет с рублем дальше.

Рубль каждый день устанавливал новые рекорды. 13 марта доллар стоил по курсу ЦБ 36,5 рублей. Евро 14 марта остановился на отметке 50,81 рубля. «Город 812» спросил у экспертов из Высшей школы экономики, что будет с рублем дальше.

Нам ответили Александр АБРАМОВ, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ, и Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ, профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

– Курс рубля падает. Какой должна быть стратегия ЦБ? Надо продолжать валютные интервенции с целью поддержать рубль? Или стоит отпустить рубль в свободное плавание?
Абрамов. Учитывая сложившиеся обстоятельства, не рискнул бы сейчас прогнозировать поведение руководства ЦБ в сфере валютной политики. Скажу, что делал бы сам на их месте.

1. Провел бы анализ сделок с валютой, чтобы понять, кто раскачивает рубль.

2. Повысил бы ключевую ставку до 8,5%, чтобы наказать спекулянтов.

3. Провел бы серьезный административный разговор с руководителями Сбербанка и других государственных банков, которые используют получаемые от ЦБ дешевые ресурсы не на цели кредитования бизнеса, а для спекуляций.

4. Принял бы программу изменений денежно-кредитной политики, направленную на поддержание тех банков, которые кредитуют реальный бизнес, и на ограничение пузыря денежного рынка.

5. Согласовал бы с Минэкономразвития и Минфином совместные действия в сфере внутренних инвестиций и экономического роста.

6.  Установил бы главный KPI (ключевой показатель эффективности) для связанных с финансовым рынком подразделений ЦБ и руководителей Московской биржи в виде суммы привлеченных банковской системой и финансовым рынком инвестиций в основной капитал.

Может быть, это все покажется сложным, но без этих мер, по моему мнению, трудно решить, сколько из золотовалютного резерва мы может себе  позволить потратить на поддержку рубля. Есть риск, что 8,5% «убьет» кредитование, но по этому поводу полагаю следующее. От старой 5,5% и новой 7,7% ключевых ставок основной объем ресурсов уходит в пузырь денежного рынка и раскачивает национальную валюту, мизерная часть этих средств трансформируется в реальные инвестиции. Чтобы снизить ставки, ЦБ нужны новые инструменты рефинансирования, поощряющие кредитование бизнеса и инвестиции. Чем быстрее они будут созданы, тем скорее можно будет снижать ставку рефинансирования.

Заостровцев. ЦБ в принципе не способен выработать какую-то разумную стратегию в созданной ситуации. Все, что творится в мире вокруг Украины, – не его компетенция. Поднята ставка Центробанка: с одной стороны, рублей в результате становится меньше, денежная масса должна сжиматься и, соответственно, падение рубля по отношению к другим валютам тормозиться; с другой стороны, это усиливает спад экономики, что рождает негативные ожидания и относительно будущего рубля в несколько более отдаленной перспективе (на горизонте в несколько месяцев). Резервы Центробанка (не те, что значатся на его сайте, а те, которые абсолютно ликвидны и могут быть пущены на валютный рынок) составляют примерно $ 300 млрд. Только 3 марта он выбросил на поддержку рубля более $ 11 млрд. Надолго ли хватит?

Эту ситуацию видят все, кто работает на валютном рынке, и это рождает мощнейшие ожидания дальнейшего обесценения рубля. Отпуск рубля в свободное плавание в сложившейся ситуации будет означать шок для многих участников рынка, обязательства которых номинированы в валюте.

– Что будет с курсом рубля по отношению к евро/доллару к середине и концу 2014 года при разных сценариях развития событий? 
Абрамов. По моему мнению, по отношению к доллару и евро рубль является недооцененным, он вполне мог бы укрепиться соответственно до 35 и 48 рублей за валютную единицу. Но в данный момент, независимо от Крыма и мер на развитых рынках по постепенному сворачиванию политики дешевых денег, рубль будет продолжать падать по двум субъективным причинам: неопределенности, исходящей от правительства и ЦБ в отношении мер экономического роста, и атаки на рубль со стороны отдельных банков, поддерживаемых самим ЦБ.

– Если Крым станет российским, а санкции Запада будут не слишком значительными?
Абрамов. Санкции будут играть на понижение рубля, но они будут разворачиваться постепенно, на горизонте одного-трех лет (Западу торопиться некуда, время играет на них). На первом этапе российским банкам и компаниям будет постепенно «перекрыт кислород» в рефинансировании 650 млрд долл. внешнего долга, но так, чтобы долги продолжали гаситься. Далее, сокращение импорта российских энергоносителей. Умеренным сценарием санкций можно было бы считать линейное, в меру сложившегося тренда снижение курса рубля.

Заостровцев. Даже если санкций Запада не будет вообще, поглощение Крыма серьезно затронет и без того непростую ситуацию с российскими общественными финансами. Достаточно вспомнить о резко выросшей задолженности региональных бюджетов без всякой связи с украинскими событиями. Ожидание роста бюджетного дефицита играет против рубля.

- А если экономические санкции против России со стороны развитых стран будут серьезными?
Абрамов. Планировать курс при серьезном действии санкций просто невозможно. Это где-то сценарий Аргентины. Неизбежной стороной данного сценария станет ограничение валютных операций в России.

Заостровцев. Естественно, рубль будет слабеть гораздо сильнее. Однако в таких условиях возможен отказ от рыночного валютного курса и переход к различным мерам административного регулирования обращения валюты.

- Возможен ли при каких-то условиях отказ России от использования доллара и евро? 
Абрамов. Россия от доллара и евро, конечно, не откажется, но гражданам и мелкому бизнесу покупать валюту по свободному плавающему курсу при исчерпании золотовалютных резервов могут отказать вполне. Это может быть либо как в Китае, либо как в Аргентине.

Заостровцев. Вопрос сформулирован не точно. А что она будет использовать? Менять тонну нефти напрямую по бартеру на 10 смартфонов? Россия при серьезном ухудшении экономической ситуации может отказаться не от использования доллара и евро, а от свободного валютного рынка. Валюта будет не торговаться, а распределяться тем, кому в условиях ее острого дефицита, по мнению властей, она нужней. Явно будет ограничено или даже исключено свободное приобретение валюты населением.

– Как это отразится на жизни обычных граждан?
Абрамов. Пока разные экономисты дают относительно умеренные прогнозы на этот счет – потеря от 0,5% до 1,5% темпов роста ВВП в год. Для граждан это означает снижение жизненного уровня и переориентацию на потребление российских продуктов. Худший из возможных сценариев – это где-то начало 1990-х.

Заостровцев. В условиях административного регулирования валютных потоков и курсов экономика России будет напоминать современную экономику Венесуэлы. Придется вспомнить о дефиците товаров и пр. Если коротко: очень многие ставшие за последние 20 лет привычными товары и услуги станут доступны ограниченно или вовсе недоступны. Для многих особо тяжело будет пережить исчезновение с прилавков современных лекарств. Расцветет черный рынок. Государство не справится с искушением регулировать цены, что лишь усугубит проблему.               

Вадим ШУВАЛОВ