Конкуренция в помощь
В субботний день 15 марта в Доме предпринимателя в рамках проекта «Университет, открытый городу: Высшая школа экономики для Санкт-Петербурга» состоялась публичная лекция ординарного профессора НИУ ВШЭ Сергея Филоновича.
В субботний день 15 марта в Доме предпринимателя в рамках проекта «Университет, открытый городу: Высшая школа экономики для Санкт-Петербурга» состоялась публичная лекция ординарного профессора НИУ ВШЭ Сергея Филоновича.
Доктор физико-математических наук Сергей Филонович определил успех как резонанс системы ценностей и достижений человека, определяемых приложенными им усилиями. Успех – внутренний, а не внешний индикатор. Конкуренция является той силой, которая создает контекст для собственного драйва: а смогу ли я? Конкуренция, несмотря на распространенные стереотипы, не является только разрушительной силой, напротив, именно она двигает общество вперед.
« а на какие собственные вызовы в жизни вам пришлось отвечать?» - последовал вопрос. И Сергей Ростиславович рассказал свои истории профессиональных и личностных вызовов.
А если общество все время создает новое знание, формирует новые нормы, меняет форматы жизни… Как «догонять» знание в информационном обществе? Сергей Филонович пришел к выводу о том, что основной социальной компетенцией является креативность, которую можно развивать, начиная с детства. И ответственность за ее развитие – на самом человек. Способность замечать проблемы и парадоксы, культивировать удивление вопреки очевидности и внезнайству : использует ли человек предоставленные ситуационные возможности?
После своей лекции, которая была больше похожа на story-telling, профессор Филонович отвечал на вопросы. Их было много: может ли человеку помешать в достижении целей его система ценностей, ограничивают ли установки? какие уклады жизни будут перспективны? Нужно ли делать ставку на креативную «сегрегацию» и другие.
После лекции корреспондент сайта кампуса Анастасия Степанова задала эксперту несколько вопросов практического характера .
- Почему Вы решили исследовать конкуренцию с точки зрения ее влияния на личность? И как Вы оцениваете это влияние?
Не могу сказать, что это был какой то инсайт, происходило постепенное накопление информации, размышлений каких-то. В Советском Союзе конкуренции не было, а потом в 1991-1993 годах, когда я возглавлял американскую кампанию по продажи поп-корна в России, то столкнулся с бизнес-конкуренцией. А когда я решил, что сосредоточусь на образовательной ниве, то сформулировал для себя свою миссию как повышение успешности своих учеников. Собственно говоря, что такое успешность? Умение оставаться конкурентным. Таким образом, возникла мысль, что нужно лучше разобраться в том, что составляет конкурентное преимущество личности в современном обществе, в обществе будущего.
- Насколько эта тема исследована отечественными и зарубежными учеными?
Понимаете, мне кажется, что это не столько предмет науки, сколько предмет морали и этики. Такой науки не существует, но я бы ее назвал «человековедение». Потому что это объединение философии, каких-то этических проблем, психологии, социологии. Здесь перемешивается очень много вещей. И, может быть, у меня есть преимущество, что я не социолог и не психолог строго говоря (хотя у меня серьезная подготовка в этих областях), потому что если ты – представитель какой-то конкретной научной дисциплины, ты хочешь интерпретировать какое-то явление только в рамках этой дисциплины. Если ты не привязан жестко, то имеешь возможность рассуждать о разных вещах. Поэтому мне нравится размышлять об этом без научного ригоризма.
- Возвращаясь к социалистической России, как Вы считаете после данного периода, как прижилась конкуренция в нашей стране? И насколько она характерна для русских людей?
В самом деле, к сожалению, конкуренция у нас не прижилась. То есть ее практически убили. Потому что происходит огосударствование экономики, и конкуренция заменяется регулированием государственным или административным ресурсом, поэтому надежды, которые были у нас в начале 2000-х тысячных годов, что Россия постепенно перейдет к конкурентному обществу, не оправдались.
-Планируете ли Вы продолжать исследование в данной сфере? Если да, то в каких направлениях?
Да, я планирую изучать данную проблему. Более того, мы ставим всякие эксперименты, проводим семинары необычные, нетрадиционные, с использованием искусства. И в конце апреля в Санкт-Петербурге пройдет семинар, заказанный одной кампанией. Приедет группа людей, мы будем заниматься изучением искусства, посещать Эрмитаж, Русский музей, но со специальной целью. Люди будут выполнять задания, для того чтобы научиться смотреть на произведения искусства под определенным углом зрения и с определенной целью.
-Вы преподаете на факультете менеджмента Высшей школы экономики. Рассказываете ли Вы своим студентам о конкуренции, помогает ли им это в учебе?
Дело в том, что я преподаю курс управленческого консультирования на факультете менеджмента. А вообще, я, в основном, работаю с взрослыми людьми в бизнес-школе, которые уже имеют высшее образование. Там, конечно, я говорю о конкуренции.
-Вы считаете, что это может им помочь добиться успеха в жизни, карьере?
Конечно, абсолютно.
-По вашему мнению, что необходимо делать молодым специалистам, студентам, чтобы накопить достаточную конкурентоспособность, чтобы в будущем профессиональные требования не сломили их?
Понимаете, конкурентоспособность можно наращивать разными путями. Вот, грубо говоря, два базовых сценария. Первый – углубиться в свою профессию. Второй сценарий – наращивать набор компетенций, выходить за рамки своей профессии. И тогда, может быть, ты не будешь в своей области самым лучшим специалистам, но зато будешь обладать уникальным набором компетенций. И это будет способствовать повышению твоей конкурентоспособности. Каждый человек сам для себя выбирает, что делать. Если он чувствует себя способным в какой-то дисциплине, то может копать глубже и глубже, чтобы добиться большего успеха. Если же у него эти способности ограничены, но зато есть интеллектуальное любопытство, то это вторая стратегия формирования конкурентоспособности.
-И последний, более личный вопрос. Как Вы считаете, добились ли Вы успеха в вашем понимании или Вы пока еще в процессе?
Думаю, что, отчасти, добился успеха. У нас есть круг, довольно большой, несколько десятков лояльных выпускников, которые не теряют связь со Школой, которые теперь уже нам помогают проводить какие-то мероприятия. И когда видишь такой результат, то, конечно, ты испытываешь чувство удовлетворения, потому что это соответствует моей системе ценностей, моему определению успеха.
Подготовила Анастасия Степанова, фотоотчет Ксении Бурко