• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Петербург призван стать университетским хабом для России

На два дня Петербург станет главной площадкой страны для обсуждения реформ российской высшей школы.Представители отечественной интеллектуальной элиты соберутся 21–22 марта на конференцию «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города». Директор НИУ Высшая школа экономики ─ Санкт-Петербург Сергей Кадочников в интервью РБК говорит об изменениях, которые необходимы российским университетам, и о том, зачем университетская реформа нужна Петербургу.

На два дня Петербург станет главной площадкой страны для обсуждения реформ российской высшей школы. Руководство Минобра во главе с Дмитрием Ливановым, ректоры ведущих вузов России и мира, представители отечественной интеллектуальной элиты соберутся 21–22 марта на конференцию «Санкт-Петербург для образования и реформ: образование и мировые города». Ее организовали петербургские университеты - НИУ Высшая школа экономики ─ Санкт-Петербург, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики – с тем, чтобы повысить роль города в разработке и внедрении образовательных реформ. Директор НИУ Высшая школа экономики ─ Санкт-Петербург Сергей Кадочников в интервью РБК говорит об изменениях, которые необходимы российским университетам, и о том, зачем университетская реформа нужна Петербургу.

ДОГНАТЬ МИР К 2020 ГОДУ

Одно из главных заседаний предстоящей конференции называется «Российские университеты в мировых рейтингах». Но сегодня среди ТОП-университетов в этих рейтингах нет отечественных вузов, за исключением МГУ, и то находящегося далеко не в первой сотне. Образовательное сообщество России всерьез рассчитывает на резкое сокращение отставания от мировых университетов?

Разумеется, да. Принято политическое решение о том, что мы играем в эту игру, причем государство в ней активно участвует. Одна из государственных программ, принятых в прошлом году, называется «5 – 100 – 2020»: 5 российских вузов должны попасть в топ-100 международных рейтингов к 2020 году. Нам нужно ответить на ключевые мировые тренды, один из которых – интернационализация образования. Пятнадцать лет назад в мире было порядка 1,9 миллиона международных студентов, сейчас уже – более 3,5 миллионов. Это связано с глобализацией – компаниям важно, чтобы их специалисты понимали международный контекст. Отсюда – феномен университетов мирового класса. Раньше не было этого понятия: в Америке был свой Принстон, в Англии – свой Оксфорд, то есть образовательные лидеры определялись внутри каждой страны.

Десять лет назад никто не знал о рейтингах. Шанхайский рейтинг возник в 2003-м году в связи с очень специальной проблемой: китайцы посчитали важным устроить совместный бизнес с американцами, и для этого – дать своим молодым людям западное образование. Возник вопрос: в какие университеты посылать студентов? То есть семья может выбрать любой, но если за государственный счёт, то уже нужны гарантии качества. Поэтому государство попросило один из университетов в Шанхае сделать оценку университетов мира. Теперь этот и несколько других рейтингов используются для более широких целей – оценки международной конкурентоспособности университетов и динамики их развития.

Мы, конечно, можем думать о том, чтобы поддерживать свою локальную систему координат, но людей она не будет интересовать, они поедут, ориентируясь по рейтингам, учиться за границу. А когда иностранные университеты придут в Россию, то и ехать не придется.

ЖИВИ ГЛОБАЛЬНО

Российский университет Икс находится на 900-м месте в рейтингах, а ему надо попасть на 90-е. Что конкретно должен сделать Икс, чтобы перепрыгнуть через столько ступеней?

Например, он должен учесть технологию рейтингования. Рейтинговый балл очень серьезно зависит от репутации университета, которая определяется путем экспертных опросов. Каждый эксперт указывает 20 хороших, по его мнению, университетов, а потом оценки разных людей суммируются. Отдельно учитывается академическая репутация и репутация среди работодателей. И раз рейтинг – международный, то и экспертами являются международная профессура и международные работодатели соответственно. А если вы хорошо готовите выпускников только для отечественного оборонного комплекса, то нет ни одного шанса, что вас назовет кто-либо из экспертов рейтингов. Поэтому сейчас в России стартует довольно много проектов, поощряющих разного рода международные обмены – студентами, преподавателями - а также конференции и другие события, проходящие в университетских стенах и привлекающие иностранных гостей.

Серия важных проектов началась четыре года назад – это проекты по созданию международных исследовательских лабораторий. В университет приглашается международный гуру, чтобы вокруг него формировалась исследовательская среда. И вот он собирает конференции, семинары – привлеченные его именем, в университет приезжают ученые. Так о российской высшей школе узнает зарубежное академическое сообщество. По отношению к работодателям нужно применять тот же принцип – приглашать представителей международных компаний на дни открытых дверей, просить их проводить мастер-классы. Это должны быть известные люди, к которым, скорее всего, обращаются составители рейтингов. Надо отдавать себе отчет в том, что компанию уровня Адмиралтейского района составители рейтингов не знают, хотя с ней сотрудничать легче.

Кроме того, государство подталкивает крупные вузы открываться внешнему миру, поощряя их преобразование в автономные учреждения. Такие учреждения управляются наблюдательным советом, куда входят представители бизнеса, города, науки. Эти наблюдатели способны оценить работу вуза со стороны и потребовать от ректора перемен.

Я говорил о программе 5 – 100 – 2020. В результате конкурса, 15 вузов было отобрано для участия в ней. Сейчас принято решение о создании ассоциации этих 15 университетов. Многие их представители приедут на нашу конференцию. Для нас важно, чтобы на площадке Санкт-Петербурга эти вопросы все больше и продуктивнее обсуждались.

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР, КОТОРОГО ПОКА НЕТ

Какова роль Петербурга в развитии российского образования?

Я считаю, что Петербург создан быть международным образовательным хабом для страны. Он может сделать гораздо больше в сфере образования, чем делает сегодня. Существует международный рейтинг городов, привлекательных для образования. Он сделан компанией QS – держателем одного из трех самых уважаемых международных университетских рейтингов. В нем есть Москва – на 38-м месте, а Петербурга нет в первых 50-ти. Даже по такому простому критерию как число студентов Петербург не дотягивает до статуса университетского центра. В Петербурге студенты составляют порядка 6 – 8% населения, в то время как в Томске – более 15%.

Часть экспертов считает, что образование должно стать ключевой отраслью городской экономики – более важной, чем промышленность. На ваш взгляд, это реалистично?

Развитое образование обеспечит городу увеличение доходов во всех остальных отраслях. Образование привлекает молодежь, а она сейчас очень быстро становится производительной силой в технологичных отраслях. Скажем, в области IT от 25-летнего скорее можно ожидать, что он станет рычагом роста бизнеса, чем от 40-летнего. Хотя раньше только к 40 годам человек получал квалификацию, достаточную для того, чтобы с ним начинали считаться. В новых условиях получается, что где умная молодежь – там и добавленная стоимость. Если город хочет развивать бизнес, каких угодно отраслей, ему надо бороться за статус университетского центра. Помимо молодежи, кто может оживить город, сделать его конкурентным? Таланты разных возрастов – люди, способные генерировать новое. Центр концентрации талантов – это, безусловно, университетская среда. Что тогда будет с промышленными флагманами? Их важная роль может сохраниться, но сами флагманы должны стать другими. Они не должны концентрировать на дорогой земле города все элементы своей производительной цепочки. По идее, в Петербурге должны работать R&D-центры, конструкторские бюро и центральные офисы промышленных предприятий. В этом случае, при выводе производственных площадок за пределы города, промышленные компании останутся для Петербурга налогоплательщиками и центрами приложения квалифицированного труда.

НЕ ОБЩЕЖИТИЯ, А КВАРТАЛЫ

Как бы вы определили необходимые шаги на пути преобразования Петербурга в университетский центр?

Я думаю, это должно стать предметом исследования. В общих чертах, понятно, что первое направление развития – повышение эффективности и конкурентоспособности самих университетов. Второе – формирование инфраструктуры для жизни студентов, в том числе собственно жилья.

Традиционно считается, что для студентов надо строить общежития. Я, однако, считаю, что выделять отдельную зону общежитий – опасно, потому что это не город, а искусственная среда, представленная к тому же не самыми прекрасными зданиями. В университетских городах Европы студенты живут в самом городе, и основной формат студенческого жилья – это жилье, арендованное у горожан. Может быть, нам стоит помочь студентам арендовать жилье, вместо того, чтобы строить общежития? Заодно и рынок арендного жилья будем развивать.

Третье направление – это разного рода взаимодействие университетов. Российским университетам не хватает новой крови; распространенным явлением стал так называемый инбридинг – обновление преподавательского состава происходит из своих же учеников. Нет знакомства с другими школами, обогащения новыми практиками и традициями. В этом смысле целесообразно стимулировать развитие университетских кварталов и районов как центров научной и студенческой жизни и площадок для взаимодействия разных школ и разных университетов. В Петербурге таким районом может стать, при определенных усилиях, Васильевский остров.

Беседовала Елена Кром

Читать полностью:http://top.rbc.ru/spb_sz/17/03/2014/911583.shtml