• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Объединение снизу

Разговоры об объединении Петербурга и Ленинградской области идут давно, но дальше деклараций дело не двигается. На вопросы журнала «Город 812» отвечает Сергей Кадочников, доктор экономических наук, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Разговоры об объединении Петербурга и Ленинградской области идут давно, но дальше деклараций дело не двигается. На вопросы журнала «Город 812» отвечает Сергей Кадочников, доктор экономических наук, директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

 

- Надо ли объединять Санкт-Петербург и Ленобласть?

Общемировая тенденция – укрупнение объектов.  В этом смысле показательны примеры агломераций, у которых параллельные системы управления. Монпелье на юге Франции – крупный регион, который решили оформить как отдельное образование с Советом руководителей муниципалитетов в качестве органа управления. Все эти муниципалитеты входят в состав агломерации – их больше двадцати. У Совета есть председатель, он располагает бюджетом меньшим, чем бюджеты крупных муниципалитетов, входящих в эту агломерацию. Большинство вопросов решается на уровне общего согласия, а не голосованием по принципу большинства. И опыт показывает, что такие формы управления оказываются более эффективными в долгосрочной перспективе.

Для проектов, где горизонт планирования сжатый, как строительство олимпийских объектов, более подходящей будет вертикальная или централизованная модель управления. Для долгосрочных задач на центральный план выходит необходимость согласования интересов, тут модель нелинейного управления уместней. Во всяком случае, мировой опыт показывает, что такие модели чаще используются.

 

- То есть, речь должна идти о совместном управлении?

 Нужно говорить о согласовании интересов области, об интересах отдельных частей области, районов области, вместе с районами Петербурга, чтобы участников было больше, чем два.

На мой взгляд, чем большее количество участников сядет за стол переговоров, у которых могут быть свои взаимные заинтересованности в тех или иных союзах, тем ближе они могут оказаться друг к другу, чем «большие» участники. Нужно искать совместную пользу.

 

- В чем она заключается?

Один из видов крупных проектов, которые могли бы быть интересны обеим сторонам, разного рода транспортные и логистические проекты, например, проекты развития аэропорта «Пулково», или порта «Усть-Луга». Это не просто инфраструктура, которая позволяет расти всем отраслям. Это – самостоятельная отрасль, которая приносит доход городу и региону. Это не решение проблемы транспортировки людей или грузов внутри региона, это – рост бизнеса ради того, чтобы вся Россия пользовалась этими логистическими комплексами, мир пользовался ими при экспорте продукции в Россию.

Развитие транспортной доступности – тоже общая проблема. За последние 30 лет средняя длительность поездки от дома к работе увеличилась на 30%: с 40-43 минут в конце 1970-х до 56 минут в 2000-е. Это не значит, что транспорт стал хуже работать, медленнее передвигаться, это значит, что расширился круг мест, из которых люди добираются на работу в город. Выросла нагрузка на городской транспорт, что не очень хорошо сказывается на состоянии городского транспорта, который не поспевает за ростом миграций и расширением границы агломерации. И если эту проблему не решить, мы не получим ожидаемых агломерационных эффектов, мы не получим единого рынка труда.

Еще пример - автомобилестроительные сборочные заводы, которые находятся в Ленинградской области. Откуда они привлекут трудовые ресурсы? Сегодня город специализируется на программах высшего профессионального образования. Число студентов высших учебных заведений, обучающихся на дневной форме обучения, несколько больше  350 тысяч, что составляет около 7% населения. Сейчас в России, как и во всем мире, высшее образование становится массовым явлением, около 80% выпускников школ идут в вузы, и очень мало тех, кто попадает в заведения среднего профессионального образования. Например, в Петербурге всего 60 тысяч молодых людей являются студентами колледжей и техникумов. Я не думаю, что их хватит на всю промышленность. Студенты, выпускники вузов – это те, кто пойдут на современные рабочие места для рабочих высокой квалификации в автосборочные заводы, расположенные в промышленном поясе Петербурга. Современный уровень производства нуждается в работниках высокого класса – людях с высшим инженерным, ИТ-образованием. Только город способен обеспечить 40-50% персонала на производствах. Выпускниками высших и средних профессиональных образовательных учреждений Ленинградской области не обойтись, чтобы покрыть весь спрос на кадры промышленного пояса агломерации.

 

- Информация о работе координационного совета двух субъектов пока говорит, что идет трудный поиск элементарного взаимопонимания, точек общих интересов. Почему?

Проблема согласования связана с разностью интересов. У нас разные уровни экономического развития. Если, например, для Ленинградской области принципиальной является тема новых инвестиций, то для Петербурга центральной темой является сохранение качества городской среды, чтобы это качество не пострадало из-за инвестиций в какие-то отрасли и производства. Это разные акценты. У двух субъектов очень разный уровень жизни. Если говорить о таких показателях, как душевой доход, душевое потребление, объем розничной торговли на душу населения, по этим показателям Петербург опережает Ленинградскую область с отрывом от 30 до 70%.

 

Подготовили Татьяна Чернова, Вадим Шувалов