• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На праздничном вираже

Елена Омельченко: "далеко не каждый мужчина хочет быть брутальным и мужиковатым, далеко не каждая женщина готова воплотить тот образ женственности, который навязывается государством, – многодетной православной христианки".

Елена Омельченко,  доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург для газеты "Невское время":

23 Февраля и 8 Марта связаны с советским коммунистическим социалистическим прошлым. 8 Марта – праздник, окрашенный пафосом революции, идеей освобождения женщины от пут буржуазной морали, выведения женщины из семьи и так далее. Этот праздник в застойный период превратился в ритуал признания того, что женщина существует, и стал формальностью. Если брать феминисток как наиболее ярких представителей идеи гендерного равенства, то не всем им по душе этот праздник, как и День матери. Получается, что женщина признаётся полноценным членом общества только через поддержку государства, что показывает её социальную неполноценность… У каждого праздника есть политический, религиозный или языческий шлейф. До легитимации православных инициатив, думаю, все с удовольствием праздновали 8 Марта. Так же как в советское время, и сейчас и верующие, и атеисты красят яйца на Пасху.

Постепенно европейские День матери, День отца войдут в обиход, как День святого Валентина, как бы с ними ни боролась Церковь. Думаю, молодёжь с трудом воспримет День любви, семьи и верности в отличие от Дня святого Валентина. В целом же у религиозных праздников больше шансов на народное признание, чем у тех, которые навязываются сверху. Идея сплачивания семьи доходит до абсурда. Например, в Ульяновске возникла патриотическая акция «Роди патриота в День России», и за 9 месяцев до 12 июня празднуется некий «День семейного отдыха» для осуществления этой задачи… В этот день даже домой отпускают для «работы над патриотом». Странные попытки политического креатива, нацеленного на поддержание идей государства, бывают более чем курьёзными. Но у любой нелепой инициативы начальства находятся желающие её подхватить.

Сегодня мужской образец – президент, то есть волевой, суровый, немногословный, спортивный мужчина, любящий животных и придерживающийся патриархальных ценностей. Кстати, в советское время было примерно так же. Он доминирует, подчинёнными у него будут все, в том числе и женщины. Чем жёстче в обществе регламентированы гендерные и социальные роли, тем строже от человека требуется их соблюдение и считываемость таких маркеров, как пол, ориентация, этническая принадлежность, вероисповедание. Наше общество очень консервативно и стремится воспроизводить в праздниках стереотипные образы женщины как хранительницы очага и мужчины-бойца. Поэтому, как и в советское время, через праздники осуществляется укрепление патриархальных идеалов. Но далеко не каждый мужчина хочет быть брутальным и мужиковатым, далеко не каждая женщина готова воплотить тот образ женственности, который навязывается государством, – многодетной православной христианки.