• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как оценить качество образования

Преподаватели Елена Вандышева и Александр Сергунин (отделение прикладной политологии) приняли участие в семинаре международного проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance systems in social sciences» (Университет Роскилле, Дания), где обсудили подходы к внутренней оценке качества образования.

Преподаватели Елена Вандышева и Александр Сергунин (отделение прикладной политологии) приняли участие в семинаремеждународного проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance systems in social sciences» (Университет Роскилле, Дания), где обсудили подходы к внутренней оценке качества образования.

 

5 и 6 февраля состоялся второй семинар международного проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance systems in social sciences», нацеленного на всесторонний анализ опыта Северных стран и России в области контроля качества образования в социальных науках. Партнерами Вышки в проекте, поддержанном Советом министров стран Северной Европы, являются Бизнес-школа Тронхейма (Норвегия) и Университет Роскилле (Дания). НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург на семинаре представляли Александр Сергунин и Елена Вандышева (отделение прикладной политологии).

 

Основная цель встречи состояла в том, чтобы дать комплексную характеристику систем внутренней оценки качества на трех уровнях: бакалавриат, магистратура и аспирантура (PhD Education) в трёх странах (Дании, Норвегии и России). Участники сошлись во мнении, что оценка качества – это не инструмент, а в первую очередь – определенная философия, основанная на таких принципах, как прозрачность, доверие и ответственность.

 

Как создать сообщество, комфортное для обучения? Как обеспечить оптимальное сочетание исследовательских и практических навыков? Как разрабатывать уникальные образовательные продукты (избежать одинаковости) при встраивании в «прокрустово ложе» Болонского процесса? Каким образом сделать результаты обучения проверяемыми? Это лишь некоторые из проблем, затронутых в дискуссии.

 

Универсальный критерий оценки предложил профессор Ове Густавсон (Бизнес-школа Тронхейма). Студенты, по его словам, всегда одинаково определяют, что такое качественное обучение: «Когда преподаватель дает возможность участвовать в реальных исследованиях». В ответ на это замечание Инга Уус (Технологический университет Каунаса) рассказала о проекте X-Culture. Он дает уникальный шанс подготовить бизнес-проект по заказу ведущих мировых компаний в составе международной студенческой команды. Проект длится всегочетыре недели, но за это время участники приобретают набор компетенций, которыми не всегда может похвастаться выпускник бакалавриата (в понимании компетенций отталкивались от известной формулы: Competence = Knowledge + Skills + Practice).

 

Качество – это прогресс в обучении, поэтому чрезвычайно важной видится задача проверки достижений студентов. В этой связи интересен опыт Бизнес-школы Тронхейма: каждая образовательная программа имеет координатора, в обязанности которого входит мониторинг качества и подготовка ежегодных отчётов. Йорн Мёллер (Университет Роскилле) раскрыл основные принципы оценки качества программ подготовки PhD. Каждый студент готовит персональный план и как минимум один раз в год подтверждает его, отчитывается о проведенном исследовании.

 

Все материалы проекта доступны на сайте по ссылке: http://hist.no/content/57168/Bridging-the-gap.

 

Подготовила Елена Вандышева