• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люди с короткими мыслями

Почему в России до сих пор нет элиты, людей с длинными мыслями, и чем это чревато. Автор: Григорий Тульчинский, профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики, специально для газеты "Деловой Петербург".

Почему в России до сих пор нет элиты, людей с длинными мыслями, и чем это чревато

Еще в 1999 году эксперты авторитетнейшей международной консалтинговой компании McKinsey во главе с лауреатом Нобелевской премии по экономике Робертом Солоу в результате глубокого анализа состояния и перспектив российской экономики пришли к неожиданному для них самих выводу: высокая инфляция, финансовые кризисы и экономическая нестабильность - факторы второстепенные и не играют решающей роли в сдерживании экономического роста, реальный потенциал которого - не менее 8% в год. Никаких экономических препятствий такому росту нет.

Сдерживающие факторы лежат вне экономики - в политической и социально- культурной сферах. Другими словами, успех российской (и не только) модернизации зависит от политической воли и культурных традиций, ценностей, определяющих поведение. Всякие ценности и традиции складываются относительно каких-то условий, в соответствии с которыми выстраиваются правила и нормы культуры. И, если возникает необходимость перехода в новое качество жизни, меняются эти правила. Если затевается серьезная модернизация, то делается ставка на освоение передовых практик, на науку и образование, в результате чего формируется новая элита, а страна выходит к цивилизационному фронтиру.

 И задача решается за 15 лет. Это если есть внятная политическая воля.

Получается, что если вопрос и в ценностях, то в ценностях, определяющих поведение элиты. А элита - это люди, задающие образцы - интеллектуальные, нравственные, духовные... Люди с длинными мыслями. И эти мысли консолидируют общество, делая его обществом.

В России уже почти сформировался истеблишмент - основной социальный слой общества, реализующий его ресурсы, придающий своим образом жизни форму и устойчивое развитие этому обществу. В России есть, и с избытком, политический класс: депутаты, партии, чиновники, ведущие эксперты, журналисты...

А вот с элитой проблемы. В истории выработались два механизма формирования и воспроизводства элиты. Либо на основе инициативы, предприимчивости, таланта - как это происходит в большинстве стран цивилизационного фронтира. Либо на основе тщательного отбора лучших - как это было в средневековом и есть в нынешнем Китае, в современной Франции, Японии, как это было, пусть и в извращенной форме, в СССР. И оба механизма отсутствуют в современной России.

И, похоже, неспроста. Похоже, что нынешний политический класс всячески этому мешает. Вытаптывает ростки конкурентной среды таланта и инициативы. А отбор и сепарацию, крекинг лучших подменяет личной преданностью по вертикали и вертикалькам.

В результате российская власть превратилась в некое корпоративное сообщество со своими интересами. Дошло до того, что полиция объявила себя социальной группой, критика в адрес которой расценивается как разжигание общественной розни наравне с межнациональной. Это такая нация, государство в государстве.

И тогда понятно, почему в России власть не доверяет бизнесу и обществу, бизнес не доверяет государству и обществу, а общество вполне справедливо отвечает им взаимным недоверием. Потому что консолидировать общество на конструктивной основе может только элита. Консолидировать не перед опасностью (то ли реальной, то ли выдуманной), а на конструктивной позитивной основе.

Тогда понятно, почему у России нет национальной идеи - ее просто некому вырабатывать. Нет людей с длинными мыслями. Есть мысли коротенькие, как заячьи хвостики: нам бы только ночь простоять да день продержаться, иметь возможность рулить ресурсами - финансовыми, сырьевыми, энергетическими, информационными...

Тогда понятны все эти игры с системой образования и наукой. Элита - она прежде всего об образовании, науке и культуре думает. Потому что видит новые горизонты и понимает, как к ним идти.

А наш политический класс понимает другое - он понимает, зачем труба. Понимает, зачем люди у трубы. Понимает, зачем люди с ружьем - они охраняют трубу и людей у нее. А зачем тут остальные, для чего и вообще что они делают тут - понять им, видимо, не дано.

Автор: Григорий Тульчинский, профессор кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики